четверг, 3 декабря 2015 г.

российская красавица 80/90-х: ЕКАТЕРИНА МЕЩЕРЯКОВА

    
 Когда стало известно, что на конкурсе "Мисс СССР-89" проведут отдельный смотр по определению советской девушки для международного модельного состязания Supermodel of the World, наилучшей кандидатурой на эту поездку представлялась Екатерина Мещерякова. Может, не самая красивая среди участниц, но самая эффектная и фотогеничная. Её лицо уже успели растиражировать по всему Союзу на плакатах и календариках, многие профессиональные фотографы Москвы желали с ней работать. Однако она не победила в том мини-соревновании: ей не хватало пары сантиметров роста и плоской модельной груди для того, чтобы убедить Айлин Форд в своей полной состоятельности. Другая девушка, которую выбрала владелица агентства Ford Models, потом очень быстро завершила модельную карьеру, а вот Катя проработала на Западе более 10 лет и имела неплохие результаты. Она стала первой россиянкой, рекламировавшей духи всемирно известной марки. Новую волну интереса к Екатерине вызвала недавняя публикация в Интернете архивных снимков по теме "Купальник в СССР". Десятки форумов поспешили перепостить фото красавицы с "Мисс СССР-89", гордо несущей по сцене свои женские прелести четвёртого или пятого размера. Разумеется - свои "родные", поскольку о силиконовых грудях в Стране Советов даже и не слыхали. Представители возрастов, не заставших всесоюзные конкурсы, принялись наводить справки - кто такая Екатерина Мещерякова?
  
   Екатерина родилась в Перми в мае 1969 года. Её мать работала инженером на заводе, а отец девочки умер, когда ей ещё не было 2-х лет. В школьном возрасте она стала заниматься художественной гимнастикой и к 17 годам получила звание мастера спорта. После школы поступила на исторический факультет Пермского университета. В 1988 году в СССР разрешили конкурсы красоты, помимо Москвы их смогли провести ещё в нескольких городах страны. В Перми такой конкурс с названием "Пермская красавица" состоялся в июне 1988 года, практически в одно время с московским. Екатерина по совету своего тренера подала на него заявку - и победила. Подготовиться к мероприятию, прежде всего в комплектации нарядов, помогла женщина из местного Дома моделей - хорошая знакомая спортивной наставницы Екатерины. После этого первой красавице города пришлось перевестись на заочную форму обучения, но жизнь закрутилась с такой скоростью, что уральский ВУЗ девушка так и не окончила. Она некоторое время работала манекенщицей Дома моделей. Кроме того, снималась в Москве для плакатов и карманных календариков, выпускавшихся кооператорами огромными тиражами. Весьма прибыльный по тем временам бизнес. В 1989 году всех региональных победительниц пригласили в Москву, на первый Всесоюзный конкурс красоты. Приехало около 60 претенденток, из них 35 отобрали для заключительного шоу. Екатерина была очень заметной девушкой, и не только внешне. Проявляла активность ещё на подготовительном этапе, её вместе с будущей победительницей Юлией Сухановой похвалил руководитель федерации шейпинга. На финале "Мисс СССР-89" Екатерина поразила многих зрителей своим пышным бюстом, особенно выделявшемся в открытом купальнике. Жюри также не обошло вниманием девушку из Перми, которая легко двигалась по сцене и постоянно держала широкую улыбку. В итоге Мещерякова заняла третье место. - Мне помогла моя художественная гимнастика. Если в спорте проиграешь, то проигрыш только твой лично. Мой характер с детства воспитан на борьбу. На конкурсе присутствовали руководители иностранных агентств моделей, среди них был Уильям Форд-младший, сын влиятельной пожилой дамы из Америки Айлин Форд - основательницы старейшего агентства моделей Ford Models. Та не смогла присутствовать лично, но несомненно решающее слово было за ней. Ей больше всех понравилась Эха Урбсалу из Таллина. Ничего особенного эта эстонка из себя не представляла, хоть и вошла в топ-6. Плохо знала русский язык, свою речь на представлении участниц произносила на английском языке, притом очень слабом. Она имела только одно преимущество перед Сухановой и Мещеряковой - рост 175 см. Пермячка также ещё до финала получила предложение работать за границей, за ней постоянно ходили люди из французского агентства и фотографировали. Подписывать контракт с организаторами "Мисс СССР" она отказалась, поэтому могла в любое время выехать на работу в Париж. Она заключила с агентством контракт на 4 месяца и после месячной программы подготовки в дачной зоне Подмосковья, включавшей курсы английского языка, оформления документов, незамедлительно (в отличие от Юлии Сухановой) выехала за границу. Оказавшись на Западе, Катя поняла, что с иллюзиями о лёгкой прогулке к славе и богатству придётся распрощаться. - Мы, три девочки из СССР, приехали в совершенно иной мир и начали разбираться, где мы, кто мы, кому здесь нужны. Не знали языков, не знали элементарных вещей. Вокруг пустота. Только какие-то небольшие отношения в агентстве. Агентство оказалось не из самых крупных и респектабельных. Россиянок вовремя предупредили, что там есть специфическая традиция: всех девочек-новичков боссы приглашают на ужин в хороший ресторан и угощают вином с какой-то "дурью", вызывающей полную потерю памяти. Потом они не могут вспомнить, что с ними происходило после ресторана, где, с кем и как провели ночь. Русские девушки условились, что откажутся от вина, но на ужине им всё же пришлось пригубить бокал, и вроде всё обошлось. Однако наутро у одной из них на ладонях и теле выступили красные пятна, у Кати проявились симптомы отравления. Позднее выяснилось, что по контракту 60% её заработка "уплывает" московским посредникам, вместо обычных 5 %. Она поругалась с руководством и по истечении контракта решила искать более ответственных работодателей. "Нехорошим" агентством, кстати, оказалось "Karin", которое успешно работало с Кристиной Семеновской, но надо учесть, что это произошло 5 лет спустя, а также несовершеннолетний возраст Семеновской и присутствие её матери. Первый год в Париже Мещерякова назвала "невероятным ужасом" и "периодом всяческих жизненных экспериментов". Первое определение, вероятно, касалось "неприличных предложений", которые красивые девушки получают во Франции точно так же, как и в России: Приставания неизбежны. Может, естественны? Люди пытаются, пробуют. В Москве с ужасной силой, в Париже поцивилизованней. Но всё равно противно. И всё же тот трудный год многому научил Екатерину, помог понемногу адаптироваться в чужой стране и привыкнуть к её порядкам. Прежде всего она осознала, что без языка невозможно нормально жить, работать, даже обратиться в полицию в неприятных ситуациях, наподобие той, в которой она оказалась с подругами-моделями. Она записалась на курсы для иностранцев в Сорбонне. Через некоторое время Мещерякову приняли в парижское отделение "Ford Models" - того самого агентства, которое проигнорировало её на "Мисс СССР". И пришло время успехов. - Я начала работать по всему миру. Мне проще сказать, где я не была. Западная Европа освоена, как и Америка. В Штатах мне даже больше повезло. Крупнейшая фирма, продающая вещи по почтовому каталогу, выбрала меня своей фотомоделью. В начале 1991 года Екатерину сняли в телевизионной рекламе японской фотоплёнки "Fuji". Рекламные ролики 90-х годов французского производства были необыкновенно интересными, изобретательными по сюжету и изобразительному ряду - настоящие произведения искусства. В отличие, скажем, от американской "штамповки" с мельтешащими кадрами, куда-то спешащими людьми, натыкающимися друг на друга. Режиссёр с мировым именем в области рекламы Жан-Жак Бенекс / Jean Jacques Beineix изобразил Катю прелестной девушкой из цирка-шапито, жонглирующей фотоаппаратами перед восхищённым 5-летним мальчуганом. На апрель того же года пришёлся наиболее запоминающийся момент карьеры Мещеряковой: её выбрали "лицом" духов "L'Air du Temps" ("Дух времени") фирмы "Нина Риччи". Престижная марка, лучшие специалисты рекламной отрасли, тщательный отбор претенденток из 15 стран. - Был огромнейший конкурс в Лондоне и Париже. Человек 300-400 только во Франции, а ищут одну. Но девочкам никогда не говорят, сколько нас, и вообще о собственной судьбе узнаёшь в последний момент. Ты приходишь, делаешь что скажут абсолютно бесплатно, а победительница получает работу. У "Нины Риччи" было условие: надо танцевать. Мы кружились перед камерами, нас записывали на видео. Потом второй тур с выбыванием, на третьем отборе осталось человек десять - и я выиграла. После выхода рекламного ролика стало понятно, зачем от моделей требовались танцевальные способности. По сюжету девушка заходит в художественную мастерскую, находит там скульптурную фигуру птицы (такая же хрустальная птица была использована в оформлении флакона духов), внимательно смотрит на неё и начинает "порхать" по помещению. Катя благодаря своей гимнастической подготовке справилась с заданием блестяще. Её гонорар за съёмку составил 2 миллиона франков, около 330 тысяч долларов. Для рядового советского гражданина это были огромные деньги, но девушка из СССР уже научилась мыслить категориями западного человека. Её контракт не был эксклюзивным, за который можно получать гораздо большие суммы. Своё материальное благосостояние она оценивала, как среднее по меркам Франции. - Сниматься для каталога и рекламы парфюма - это прекрасно. Но это не значит, что я отказываюсь от контрактов менее престижных, я всё время ищу работу. Когда работаю, на жизнь хватает: скажем так, начинаю вести жизнь нормальной француженки. Весной 1991 года известный еженедельник "Paris Match" опубликовал о россиянке заметку с подробностями её повседневной жизни в столице Франции. - Я ещё и учусь. Гимнастика приучила меня к дисциплине. Я встаю очень рано, чтобы к 8 часам быть в Сорбонне, где я изучаю французский язык. Потом: история искусств, музыка и литература до 13 часов. А вечером я отвожу 2 часа грамматике. Я много читаю по-русски и по-французски. В майском номере 1991 г. французского "Vogue" был напечатан эдиториал с Екатериной, позднее этот журнал включил россиянку в список наиболее перспективных молодых моделей. В 1992-м году она появилась на рекламе европейского ритейлера модной одежды "C & A" и снималась в эдиториале немецкого "Marie Claire". А в 1993 году приглашалась в Японию, где сделала две фотосессии для японского "Marie Claire". В своих интервью девушка рассказывала, что из-за занятости никак не удаётся съездить на родину в Пермь, с матерью она общается по телефону или почтовыми письмами. Иногда та приезжает к дочери в Париж. Из интервью журналу "Elle Top Model" 1994 года: Cначала я не понимала ни слова и работала очень мало, что очевидно, когда девушка приезжает из СНГ. У меня была химическая завивка и были женские восточно-германские джинсы. Мне нужно было научиться всему - делать макияж, причесываться, одеваться. Сегодня я не узнаю себя на старых фото. Даже цвет моих глаз изменился! До того, как я стала манекенщицей, я никогда не покидала свою страну. Сегодня я могу поехать, куда захочу. Например, я скоро улетаю в Японию и там буду восхищаться храмами. Это просто супер! На многое просто нет времени и нет желания. Я предпочитаю, чтобы моя мама навещала меня, а не наоборот.
 Есть подтверждённая информация, что Екатерина участвовала и в показах моды, в 1994-м году работала у Тьерри Мюглера / Thierry Mugler. И в том же году участвовала в парижском показе француженки Лолиты Лемпика / Lolita Lempicka. Кроме того, дважды выбиралась для дефиле дизайнерского дуэта Дольче и Габбана. Но по-серьёзному стать подиумной моделью Мещерякова вряд ли могла. Её параметры фигуры: относительно невысокий рост 171 см при объёмах груди, значительно выше обычных (нулевой - первый размер), не соответствовали существующим стандартам манекенщицы. В 1993 году году Катя дебютировала как актриса. В сериале "Горец" / "Highlander" у неё была большая роль в 19-ой серии с названием "Eye of the Beholder" ("В глазах смотрящего"). Там она играла успешную французскую манекенщицу Майю, которая чуть было не стала жертвой модельера-маньяка. Роль требовала не только продемонстрировать красивую внешность, но и показать эмоции в драматические моменты. Екатерина справилась с ней безупречно. В том же году она снялась во французском телефильме "Ты ещё маленький" / "Pas si grand que ça!", где играла русскую гувернантку Нину. К сожалению, в кино и сериалы Мещерякову больше не звали, вероятно из-за сильного акцента. В 1995-м году она снималась в телерекламе компьютерной компании IBM, которая выпускала ролики с иностранцами, произносящими текст на своём языке. Екатерина говорила там соответственно на русском. Сюжет с
остоял из диалога двух моделей на подиуме, партнёршей Кати была Татьяна Можегова. Примерно в 1997-98 году в заграничных телеэфирах крутили рекламу пива Foster's, где она играла спешащую девушку, увешанную сумками и пакетами из магазина.
 Как модель и актриса Екатерина была известна за границей не под своей фамилией Мещерякова, которая была совершенно непроизносимой для иностранцев. Писать её в публикациях журналистам было также не просто, попадались такие варианты:
MECHTSCHERIAKOVA, MECHTCHERIACOVA. Вначале она была просто "моделью Катей" из России, позднее стала указываться в прессе и в титрах фильмов, как Katia Douvalian. Фамилию Дувалян она взяла после замужества, которое состоялось ещё в 1991 году. Это кстати позволило ей получить французское гражданство. Муж, Ерант Дувалян (1963 г.р.), по роду занятий художник, был сыном Жака Дуваляна - известного в 60-е годы в СССР французского певца из армянской диаспоры. Мать мужа была русская (или русскоязычная). Писали, что Екатерина развелась с ним, позднее помирилась и снова разошлась. Детей у них не было. Надолго оставаться в моделях она не планировала, нацеливалась "годика на два-три". - Век наш короток. Мы становимся старыми: манекенщица - профессия молодых. Во Франции девочки начинают в 14-15 лет и к 25 уже меняют профессию. То, что было лестно, почётно, с годами как-то приедается. Да и ты, красива ли, не красива, тоже поднадоедаешь публике. Но так получилось, что из этой сферы Екатерина не ушла, зарабатывала себе на жизнь модельным трудом более 10 лет. В одной заметке начала 2000-х говорилось, что хотя Мещеряковой уже за 30, бросать работу модели она не торопится. Есть все основания полагать, что так оно и было, поскольку профессиональные изображения с "возрастной" Мещеряковой по сей день продаются на стоковых сайтах фотографий. Есть даже её фотографии 2003 года в образе счастливой беременной женщины с голым животом. Вышла повторно замуж и стала матерью ребёнка? Или только умелая имитация? Остаётся гадать. Что происходило в её жизни в "нулевые" годы и позднее, мне в точности неизвестно. В начале 90-х годов, когда к Екатерине пришли первые успехи, русский "контингент" моделей в Париже насчитывал всего 20-25 девушек. Через десять лет их счёт пошёл на сотни, появились большие звёзды наподобие Натальи Водяновой, Евгении Володиной. Про моделей-"ветеранок" в России практически не вспоминали. Точно можно сказать только то, что в Россию Мещерякова не вернулась. Это было предсказуемо ещё в начале её карьеры на Западе. Вышеупомянутая публикация в журнале "Пари Матч" 1991 года заканчивалось такими словами: Я горжусь, что я - частица великой русской культуры. Я русская по крови, русская в душе, но моё сердце отныне отдано Франции. Навсегда. В другом интервью она более приземлённо разъяснила свои жизненные приоритеты: Конечно я понимаю, что в Париже или в Нью-Йорке меня используют так же, как и в Москве. Но за свой труд я получаю реальные деньги, которые вложу именно в то, что сочту нужным. И потом, для меня Париж - мечта, которая осуществилась. И я здесь кое-чего добилась. В январе 2022 года героиня статьи приезжала в родной город, где отсутствовала около 30 лет. Она была принята на высоком уровне в местной Думе, об этом кратко проинформировали в соцсетях, однако информационных подробностей, интервью, съёмок в региональных СМИ не появилось.
 В отличие от Перми, где Екатерину постоянно узнавали на улицах, как городскую королеву красоты, в огромном Париже она была известна лишь в кругах, близких к моде. И всё-таки для того периода времени подобная модельная карьера барышни, родившейся и воспитывавшейся в советской системе, считалась очень благополучной. Екатерина Мещерякова была среди первых девушек из России, прокладывавших путь на Запад нашим соотечественницам в модельной отрасли. Им пришлось труднее всего. Ничего общего с советской профессией манекенщицы это не имело, начинать приходилось почти с нуля. Даже такая супер-профессионалка, как Людмила Исаева, признавалась, что осваиваться в новом мире, в новой среде деятельности ей было нелегко, она не понимала, что вокруг происходит. Приехав позднее в Москву на конкурс "Look of the Year", она отметила красоту участниц и пожелала им прежде всего удачи. Похожие мысли высказывала и Мещерякова: Россия богата красивыми. Пусть нас увидят в мире, в Европе. Если Бог и родители дают красоту и фигуру - почему не попытаться?
 
на конкурсе "Пермская красавица-88"
1988-89 г.г.
1988-89 г.г.
 на конкурсе "Мисс СССР-89"
Эха Урбсалу - Екатерина Мещерякова на "Мисс СССР"
 Катя награждается шубой
фрагмент из журнала "Elle"-Германия 1990 г.
видеореклама "Fuji", 1991 г.
статья в "Paris Match" русская версия, 1991 г
видеореклама духов "L'Air du Temps", 1991 г.
 эдиториал в "Vogue"-Париж, 1991 г.
кадр из сериала "Горец", 1993 г.
кадр из телефильма "Ты ещё маленький" 1993 г.
фото из ж. "Elle Top Model" 1994 г.
реклама на улицах Вены, Австрия 1994 г.
показ Лолиты Лемпики, Париж 1994 г.
в ролике с рекламой IBM, 1995 г.
статья в альманахе о моделях, 1996 г.
съёмки во Франции, "нулевые" годы
Екатерина в Перми с главой гордумы в 2022 г. (из соцсетей)
  ---------------------------------------------------
смотрите в блоге по теме:

5 комментариев:

  1. Классно, что в России самые красивые девушки!

    ОтветитьУдалить
  2. Я училась с её братом страшим Алексеем в ППИ.Тоже красавец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А брат родной с той же фамилией? Нигде не попадалась такая информация.

      Удалить
  3. Я делала с Катей рекламу IBM которую показали на Американском суперболе в 1994,тогда я встречалась с Американским манекеном,мы отдыхали на Марш харбор во Флориде и сидели на краю света в баре,на новый год и тут меня во время Игры в футбол показывают в рекламе с Катей,мой парень прикололся,прикололся, же ты,да....улыбнулась я.Работать с Катей было весело,мы буквально ржали в Лако до Комо на съёмках в Италии,к нам прибился кинопродюссер из Москвы,он потом искал Катю звонил мне но она была замужем за армянином из Парижа и кстати хотела ребёночка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за воспоминание. А не знаете, для какого американского каталога товаров почтой Екатерину снимали в начале 90-х годов?

      Удалить