понедельник, 27 июня 2016 г.

московские ТОП-МОДЕЛИ 90-х годов

 В последнее время заметен рост интереса публики к отечественным манекенщицам давних лет. Связан он с показом по центральным каналам сериалов и документальных фильмов о советских девушках, работавших на столичных подиумах во времена коммунистического режима. Среди них были свои "примы", известные лишь узкому кругу людей из отраслевой сферы и околомодных кругов. Называть их привычным для нашего времени определением "модель" и тем более "топ-модель" было бы неуместно, по той простой причине, что при плановой экономике и товарном дефиците не было необходимости в свободной конкуренции производителей, борьбе за покупателя, рекламных кампаниях. Были государственные "дома моды" со своим постоянным штатом работниц, где труд даже самых лучших "демонстраторов одежды" ценился крайне низко, по ставкам неквалифицированных рабочих и служащих. Своё материальное благосостояние эти девушки могли поднять лишь в результате "выгодного" замужества или других личных связей с состоятельными (по советским меркам) мужчинами. Их внешние данные и работа на модных мероприятиях Москвы предоставляли им возможность заводить знакомства с подобным мужским "контингентом", хотя нередко это оборачивалось для манекенщиц драмами и трагедиями, замешанными на любовных треугольниках, идеологических и криминальных моментах. Как раз это и интригует современного зрителя и позволяет создателям телевизионных фильмов придавать своим лентам требуемый мелодраматизм и остросюжетность. Кое-что из данных реалий той советской жизни перекликается и с нынешними временами, но по большому счёту профессия модели появилась в России только в 1990-е годы, после перехода страны на капиталистические рельсы.
 Тогда же в стране возникло явление "моделемании", спровоцированное прессой и ТВ. Каждая вторая девочка мечтала попасть на глянцевую обложку или пройтись по подиуму на парижской неделе моды "как Шиффер". В самой России потребность в моделях также постепенно росла. Телевидение начало регулярно показывать рекламные и музыкальные ролики с участием красивых девушек, на улицах городов появились рекламные щиты, а в журналах выделялись полосы, где с помощью тех же привлекательных лиц и стройных фигур продвигались товары повседневного и долговременного назначения- от одежды и косметики до бытовых приборов, прохладительных напитков и жевательной резинки. Некоторые девушки стали узнаваемыми по внешности, часто мелькая на телеэкранах то в одной, то в другой рекламе. 
Екатерина Полянская на шоу В.Юдашкина, 1996г.

 Образовалась группа ведущих фотографов, трудившихся в издательской сфере: Влад Локтев, Владимир Клавихо, Владимир Фридкес, Антон Ланге, Михаил Королёв, Пётр Аникин. Их вклад в раскрутку отдельных девушек до топового уровня был также неоспоримым. Кроме того, в столице стала развиваться своя модная индустрия, после Валентина Юдашкина заговорили о подающих надежды молодых дизайнерах одежды Андрее Шарове, Алексее Грекове, Марии Цыгаль, Юлии Далакян, Игоре Чапурине. Работать на их показах было престижно, а у самих модельеров также были свои любимицы, выбиравшиеся на все такого рода мероприятия. Лишь в редких случаях девушки могли находить подобную работу самостоятельно, без посредников, используя личные знакомства. Как например, Юлия Алексеева. Подавляющее большинство состояло в агентствах моделей, искавших для своих подопечных работу и потом удерживавших из их заработков комиссионные в размере 20%. К середине 90-х в Москве насчитывалось до 60 модельных агентств и около тысячи имён в их банке данных. Впрочем, лишь около десятка агентств ( "Red Stars", аг. Вячеслава Зайцева, "Modus Vivendis", "Grand Models", "Sina Models", "Blizzard Models"...) соответствовало своему названию и назначению, а из множества фигурировавших в их базе девушек только сотня работала на постоянной основе. Можно заглянуть в прессу тех лет и найти публикации, где описывалась повседневная жизнь этой категории столичных моделей. "Будни моделей тяжелы. Чтобы заработать на приемлемое существование, некоторые встают "на учёт" сразу в нескольких агентствах. Конкуренция высока, манекенщицы иногда подсыпают друг другу в туфли стекло и кнопки. Нужно дружить с большим числом "нужных людей"- модельерами, фотографами, рекламщиками, телевизионщиками, журналистами. Для кого-то иногда и за бесплатно поработать- это чтобы при случае тебя не забыли. Иногда приходится идти на радикальные меры, менять внешность хирургическим путём. Бизнес есть бизнес: чтобы регулярно получать работу и зарабатывать деньги, нужно хорошо и правильно выглядеть. Отказываться от жареной картошки, кофе, алкоголя, жертвовать длиной и цветом волос. И личной жизнью. Есть девочки, которые работают от утра до утра. Днём- съёмки для какой-нибудь рекламы, что является изнурительным трудом: под жарким студийным светом, почти в одной позе. А ночью работа на "языке" (подиуме). Ночная жизнь столицы, изобилующая показами в клубах, вынуждает почти не спать.
Татьяна Кольцова и Клаудиа Шиффер в Москве, середина 90-х
"

 Лишь пара десятков девушек считалась звёздами и могла именоваться топ-моделями московского уровня. В становлении "высшей лиги" моделей огромная роль принадлежит Татьяне Кольцовой- руководительнице "Red Stars". Это агентство было практически монополистом своей отрасли, контролировавшим до 90% всего столичного модельного бизнеса. К примеру, часто приезжавшие в Москву в те годы западные модельеры всегда заказывали для своих показов-презентаций манекенщиц от "Red Stars". Кольцова прекрасно понимала, что чем более та или иная модель раскручена через СМИ, чем более узнаваемо её лицо, тем больше денег можно запросить с клиента агентства за её работу. Соответственно, тем больше заработает само агентство в виде комиссионных. Руководительница "RS" уделяла много внимания контактам с прессой, где время от времени появлялись статьи и интервью с подробностями о её деятельности и с обязательной фото-галереей топ-моделей агентства. Другим удачным маркетинговым ходом Кольцовой была договорённость с популярным телевизионным конкурсом молодых талантов Юрия Николаева "Утренняя звезда", в котором появилась номинация "лучшая телеведущая". В нём десятки девушек из "Red Stars" пробовались в качестве дикторов и ведущих. Никто из них в итоге телевизионной карьеры так и не сделал, но многие конкурсантки "Утренней звезды" стали узнаваемыми и повысили свой профессиональный статус. Любопытство обывателей к отдельно взятым моделям "Red Stars" и других крупных агентств возбуждали и публикации в таблоидах, рассказывающие о предстоящем замужестве или бурном романе девушки с кем-то из известных в стране или за рубежом мужчин.
Мария Битаева на презентации туалетной воды "Маруся", Москва 1997г.
Самой нашумевшей историей такого рода стали "горячие новости" в "МК" и "КП" о роковой красотке Виктории Дроновой, якобы разбившей семью певца Александра Буйнова. "Сенсация" оказалась выдумкой жёлтой прессы, хотя кому была больше на руку эта "утка"- окружению модели, певца или самим газетчикам, можно было только гадать. Сообщения в тех же изданиях о скором бракосочетании Марии Битаевой со "светским львом" Павлом Ващекиным также не получили подтверждения. Повышенный интерес к Битаевой объяснялся и её рекламным контрактом со многими нулями. В 1996 году её выбрали "лицом" туалетной воды "Authentic Maroussia" от Славы Зайцева, выпускавшейся концерном "L'Oreal". Писали, что москвичка будет ежегодно получать по 100 тысяч долларов в течение 4 лет, по 15 тысяч за день съёмки. Материальное вознаграждение мало кому известной в рекламной сфере девушки, не работавшей на постоянной основе за границей, казалось невероятной суммой. Битаеву моментально зачислили в элиту московских моделей, однако позднее выяснилось, что за "Марусю" ей заплатили значительно меньше, и не за 4 года. Публикации о романе ещё одной редстаровской старлетки Алисы Сурововой и американской кинозвезды Леонардо ди Каприо соответствовали действительности лишь в малой мере. Россиянка познакомилась с ди Каприо в ночном клубе в Токио, где некоторое время работала в японском агентстве, а актёр находился на премьере своего нового фильма. Но никакого романа у них не было, а была очередная непродолжительная интрижка ди Каприо с красавицей из модельной среды. Похоже, единственной моделью, сумевшей "окольцевать" настоящую знаменитость, стала Мария Тишкова из "Modus Vivendis" (родом она из Белоруссии).
журнальные новости 90-х годов о Наталье Польщиковой и Марии Тишковой

 Её мужем стал чемпион-теннисист Евгений Кафельников. Правда, белоруске для этого пришлось пожертвовать карьерой: муж был категорически против. Их подросшая дочь Алеся недавно также стала моделью и работает от московского агентства "Avant". Некоторым вниманием СМИ пользовалась и свадьба Екатерины Полянской и сына Иосифа Кобзона - Андрея. Можно также вспомнить несколько публикаций с упоминанием Натальи Польщиковой, отмеченной в прессе благодаря своим самым длинным (117,5 см) в Москве модельным ногам. Благодаря таким скандальным, сентиментальным и курьёзным историям имена моделей становились известными даже широкой российской аудитории, которая в массе вообще не знала о существовании профессиональных московских топов. "В России очень сложно быть популярной моделью- люди не знают ни имён, ни фамилий девушек с обложек и рекламных плакатов на улице"- как-то посетовала в интервью одна из тогдашних звёзд подиумов и глянца Татьяна Эттингер.
 
Не только популярность, но и их заработки в сравнении с заграничными также были небольшими- до 15-20 тысяч долларов год, 1000-1500 $ в месяц. По тогдашним российским ценам и при средней зарплате в крупных городах в 150 долларов, их всё же хватало, условно выражаясь, на бутерброд с икрой. Стандартные расценки для данной категории моделей составляли в Москве 50-100 US $ за 1 показ, 50-100 US $ за день фотосъёмки, 100-500 US $ за день видеосъёмки. Что было примерно в 5-10 раз меньше, чем платили на Западе русским моделям такой же квалификации. Разовые съёмки в рекламе оплачивались суммой, начинавшейся со 100 долларов, но если речь заходила об известных иностранных брендах и богатых отечественных компаниях, стоимость контрактов исчислялась тысячами у.е. В таких случаях Кольцова сама договаривалась о гонораре за съёмку своих подопечных в рекламном ролике, и благодаря её настойчивости оплата их труда временами достигала 30 тысяч долларов за рекламу. Поговаривали, что "топовый" статус ведущих моделей "RS" был полностью заслугой директрисы учреждения, самолично решавшей, кто из девушек достоин называться звездой агентства. Но по мнению людей, непосредственно соприкасавшихся с "кухней" крупнейшего столичного агентства, Кольцова определяла своих фаворитов только по профессиональным качествам и после их "обкатки" на иностранных заказчиках рекламы. После отхода Кольцовой от активной деятельности и самоликвидации её бывшего агентства интерес прессы к ведущим манекенщицам и фотомоделям, трудящимся на российском рынке моды и рекламы, быстро угас. Попытки определить топовых девушек предпринимались и в нулевые годы, но их имена уже ничего не говорили читателю. Самыми высокооплачиваемыми среди них считались модели "бельевого" и "бикини"- направления. Их популяризацией занимались в основном журналы для мужчин, практиковавшие на своих страницах рубрики наподобие "девушка месяца" или "красавица из рекламы". Никому из них не удалось добиться известности хотя бы уровня участниц проекта "Дом-2", не говоря уже о сравнениях с телеведущими и сериальными актрисами. В интервью они честно признавались, что их обычный месячный заработок находится в пределах тысячи- полутора тысяч долларов, и что без постельных отношений с олигархами много заработать невозможно.
 Некоторые издания ещё в середине 90-х годов пробовали составить рейтинги отечественных моделей, но в точности разобраться, кто из них
по итогам, скажем, последних 2-3 лет заслуживает топ-10, а кто только топ-20, ввиду ограниченности рекламного и издательского рынка, хаотичности модных событий, было затруднительно. Проще назвать "лучших из лучших" моделей за всё десятилетие по отдельным направлениям. По линии рекламы очевидными лидерами были
Инна Гомес на обложке журнала "Она", 1997г.
Инна Гомес и Ирина Григорьева. А самой успешной манекенщицей на показах модной одежды по всей видимости была Татьяна Эттингер. Начиная с 1996 года, три года подряд она получала приз лучшей модели Московской Недели моды. Намного сложнее определить лучшую фотомодель, снимавшуюся для журналов. Возможности "местных" моделей ограничивались попаданием на обложки малоизвестных ежемесячных изданий

"Она", "NRG", "Imperial". Тогда как на куда более престижных обложках русскоязычных лицензионных журналов "Cosmopolitan", "Elle", публиковали только "русских иностранок"-  Татьяну Завьялову, Ольгу Пантюшенкову, Кристину Семеновскую, Наталью Семанову. А эдиториалы с девушками из московских агентств там появлялись не так часто, чтобы говорить о чьём-то явном первенстве. Хотя если верить одной публикации 1998 года, единственной моделью "Red Stars", снимавшейся для всех журналов о моде того периода, была Лариса Иванова.
 Я представляю ниже 12 девушек, чьи имена чаще других упоминались в прессе и чьи лица были более других знакомы по снимкам, рекламам и музыкальным клипам того десятилетия. Только одна из них не имела отношения к агентству Татьяны Кольцовой. Вообще в их биографиях можно найти ряд других похожих моментов. В большинстве они родились в Москве или переехали в столицу из провинции в раннем возрасте. Все участвовали в региональных конкурсах красоты или в модельных конкурсах, после чего ненадолго уезжали на Запад в надежде сделать международную карьеру. Не получив там признания, либо не захотев ждать своего звёздного часа, возвращались в Россию, где быстро оказывались востребованными в своей профессии. Впрочем, это касалось не только девушек. В картотеке "Red Stars" можно было найти мужчин и даже моделей-детей. При содействии Кольцовой удалось продвинуться в топ-группу и двум мужчинам, чьи российские гонорары были сопоставимы с заработками топовых девушек. Они также имели опыт работы на Западе, один из них участвовал в международном конкурсе. И они представлены в моём списке. Моделей я распределил в алфавитном порядке, год рождения по большей части высчитывал из возраста, указанного в архивной прессе, поэтому в этом пункте могут быть расхождения с реальным годом появления на свет плюс-минус один год. 

топ-модели женщины:
Елена Белоус (агентства "Grand Models" и "Modus Vivendis") - родилась предположительно в 1974 году, регион не известен - участвовала в конкурсе "Профессиональная модель года-93" (топ-5) - работа в России: съёмки в клипе Влада Сташевского "Я не буду тебя больше ждать", реклама "Pepsi Cola", "Grekoff Jeans", "Калинка Стокманн"
__________________________________________________________________________________________________
Наталья Быковская (агентства В.Зайцева и "Red Stars") - родилась в 1971 году в Москве - участвовала в конкурсе "Московская красавица-91" (2 место) - работа в России: видео- и печатная реклама "Альфа-Банк", "Wella", "Олби"
__________________________________________________________________________________________________
Инна Гомес, девичья фамилия Чуркина (агентство "Red Stars") - родилась в 1970 году в Рязанской области - участвовала в конкурсе "Московская красавица-88" - работа в России: видео- и печатная реклама "Ш.О.К", "Dove", "Danone", "Alix Avien", "Rilken", "Max Factor", "Pepsi Light", "Tom Klaim", "Samsung", "Helen Yarmak", "Head & Shoulders", "Логоваз", "Levante"

__________________________________________________________________________________________________
Ирина Григорьева (агентство "Red Stars") - родилась в 1973 году в Севастополе - участвовала в конкурсе "Look of the Year Россия-94" - работа в России: съёмки в клипе Влада Сташевского "Я не буду тебя больше ждать", видео- и печатная реклама "Camay", "Tervolina", "Jacobs", "Rilken", "Snickers", "Sprite", "Дикая орхидея", "Святой источник", "Ресторан Эльдорадо", "Indesit"

__________________________________________________________________________________________________
Виктория Дронова (агентство "Red Stars") - родилась в 1974 году в Московской области - участвовала в конкурсе "Подмосковная красавица-90", в конкурсе "Look of the Year Россия-93" (топ-10) - работа в России: съёмки в клипе Сергея Челобанова "О Боже!", в клипе Александра Буйнова "Параллельные пути", видео- и печатная реклама "Алмаз", "Alkafe", Zippo"

__________________________________________________________________________________________________
Елена Ляндрес (агентство "Red Stars") - родилась в 1979 году в Москве - участвовала в конкурсе "Elite Model Look Россия-95" (поделила 2-3 места), в международном конкурсе "Elite Model Look-95"- работа в России: видео- и печатная реклама "Doctor Nature", "Rondo", "Max Factor", "Серебряный дождь"
__________________________________________________________________________________________________
Кристина Пирова (агентство "Red Stars") - родилась в 1976 году в Москве - участвовала в конкурсе "Look of the Year Россия-93" (одна из 3 победительниц), в международном конкурсе "Look of the Year-93", в конкурсе "Elite Model Look Россия-96" - работа в России: съёмки в клипе Дмитрия Маликова "Ты не прячь улыбку", видео- и печатная реклама "Wagon Wheels", "Polaroid", "Калинка Stockmann", "Ecco"

__________________________________________________________________________________________________
Екатерина Полянская (агентство "Red Stars") - родилась в 1973 году в Москве - работа в России: съёмки в клипе гр."Ногу свело" "Хару-мамбуру", реклама "Логоваз", "Милеста", "Volvo", "Sony", "Levante"
__________________________________________________________________________________________________
Юлия Солодовникова (агентство "Red Stars") - родилась в 1976 году в Москве - участвовала в конкурсе "Elite Model Look Россия-96" - работа в России: съёмки в клипе Влада Сташевского "Позови меня в ночи", реклама "Electrolux", "Grekoff Jeans" и др.

__________________________________________________________________________________________________
Алиса Суровова (агентства В.Зайцева и "Red Stars") - родилась в 1979 году в Калинине (Твери) - участвовала в конкурсе "Elite Model Look Россия-95" - работа в России: реклама "Timotei", "Sprite", "Moda Soda", "Crush", "Cartier" 
__________________________________________________________________________________________________
Алина Таркинская, девичья фамилия Ибатуллина (агентства "Modus Vivendis" и "Red Stars") - родилась в 1971 году в Московской области - участвовала в конкурсе "Профессиональная модель года-94" (1 место) - работа в России: видео- и печатная реклама "Always", "Danone", "Stimorol", "Альфа-Банк"
__________________________________________________________________________________________________
Татьяна Эттингер (агентство "Red Stars") - родилась в 1976 году в Москве - участвовала в конкурсе "Мисс Москва-97" (2 место) - работа в России: реклама "The Orchids от Lakme", "Dolphine Ore", "Revlon", "Sun Silk", "Grekoff Jeans"
__________________________________________________________________________________________________

топ-модели мужчины:
Вадим Севостьянов (агентство "Red Stars") - родился в 1970 году в Москве - работа в России: видео- и печатная реклама "Old Spice", "Reebok", "Braun," "Sovereign", "LG", "Carlo Pazolini", "Samsung", "Filodoro", "Калинка Стокманн", "ГУМ" 
__________________________________________________________________________________________________
Олег Сукаченко (агентство "Red Stars") - родился в 1973 году в Москве - участвовал в международном конкурсе "Mister World-96", как представитель России - работа в России: съёмки в клипах Дмитрия Маликова "Иди ко мне", гр."Би-2" и Юлии Чичериной "Мой рок-н-ролл", видео- и печатная реклама "Denim", "Pierre Cardin", "L'Oreal", "Glenfield", "Grekoff Jeans", "Carlo Pazolini", "Аояма Моторс"

__________________________________________________________________________________________________

 Другие получившие известность и активно работавшие в Москве в 1990-е годы модели, не попавшие в основной список: Римма Агафошина, Татьяна Антошина, Ольга Берина, Мария Битаева, Елена Дарузе, Лариса Иванова, Екатерина Кириллова, Наталья Польщикова, Татьяна Суворова, Наталья Шиманчук
верхний ряд: Римма Агафошина- Татьяна Антошина- Ольга Берина- Мария Битаева- Елена Дарузе           нижний ряд: Лариса Иванова- Екатерина Кириллова- Наталья Польщикова- Татьяна Суворова- Наталья Шиманчук
__________________________________________________________________________________________________
 А также Юлия Алексеева, Полина Ташева, Ильмира Шамсутдинова, которые представлены в блоге в отдельных биографических статьях.

ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВА 
ПОЛИНА ТАШЕВА 
ИЛЬМИРА ШАМСУТДИНОВА 

P.S. Как вижу, не всем читателям данной статьи понятно, каким образом мной сформирован список лучших моделей Москвы 90-х годов. В частности, некоторые комментаторы соцсетей высказали удивление тем, что не нашли в нём многих моделей, кого они лично считали звёздами того времени. Что ж, сделаю разъяснения. Приступая к написанию статьи, я хотел сформировать наиболее объективный состав столичного топа за всё десятилетие. Исключая первые годы, относящиеся к СССР, когда ещё не было привычной системы моделинга, практически отсутствовал рекламный бизнес. Самым объективным критерием успешности моделей являются их заработки за обозначенный период времени от рекламных контрактов, съёмок для журналов и дефиле. В идеале рейтинг заработков моделей мог бы дать точное понятие о том, как должен выглядеть топ по этой теме. Это в идеале, а на практике настолько подробные денежные детали модельного бизнеса никогда не попадали в российскую прессу, были коммерческой тайной. Ни в наши дни, ни тем более в самые неспокойные в криминальном отношении 1990-е годы. Пришлось идти по другому пути- подбирать старые статьи, в которых писали о "передовиках" модельного труда столицы, подсчитывать количество упоминаний персонажей, изучать перечень реклам и другой достойной внимания работы, проделанной в их карьере. Я нашёл десяток подобных статей из изданий: "АиФ Артфонарь", "Стас", "ОМ", "Огонёк", "Молодая и привлекательная", "МК", "МК-Бульвар", "Космополитан", "Женский клуб", "Лица". Почти все публикации со ссылкой на Татьяну Кольцову. То есть от заслуживающего уважения источника информации, взятой не с потолка. Кольцова там в разные годы (начиная с 1994 и заканчивая концом 99-го) называла лучших моделей "Red Stars", а значит и всего модельного бизнеса России, учитывая особое положение "RS" среди агентств страны. Отталкивалась она в своём выборе, надо полагать, от коммерческого успеха той или иной модели, которая принесла наибольший доход самому агентству. Так в моём топ-12 появились имена 9 девушек, а именно: И.Гомес, И.Григорьевой, В.Дроновой, Е.Ляндрес, К.Пировой, Е.Полянской, Ю.Солодовниковой, А.Сурововой, Т.Эттингер. Труднее было выбрать моделей, работавших в столице в 1992-93 годах, ещё до того, как у нас стали писать о топ-моделях отечественного модного и рекламного рынка. Я остановился на кандидатуре Н.Быковской, снимавшейся в известной телерекламе "Альфа-банка", часто работавшей на показах Юдашкина и Грекова. Как раз Алексей Греков в одном из интервью тех лет назвал Быковскую лучшей моделью Москвы начала 90-х. А ещё двух моделей А.Таркинскую и Е.Белоус я добавил в топ-12, как девушек, получивших наибольшую известность вне агентства "Red Stars". Что касается "резервного" списка из 10 моделей, в нём могут быть некоторые нестыковки с реальной популярностью или востребованностью этих девушек. Возможно, кого-то из них я переоценил. Надеюсь, теперь у читателей будет меньше претензий к подбору моего топа. Если всё же кто-то будет настаивать на ином варианте такого списка, прошу конкретно называть имена-фамилии моделей, кто по вашему мнению достоин или наоборот не достоин в нём присутствовать. Желательно с обоснованием вашей точки зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий