пятница, 30 октября 2015 г.

российские красавицы 90-х : НАТАЛЬЯ СЕМАНОВА


 Если отталкиваться только от российских вкусов, присутствие героини этой статьи Натальи Семановой в каких-либо списках красавиц- спорный момент. Как не считают у нас таковыми, например, моделей Александру Пивоварову и Евгению Володину. Но за рубежом вкусы людей более разнообразны, там достаточно много любителей девушек с такой внешностью. И по их мнению Семанова отличалась (по крайней мере в лучшие свои годы) "ботичеллиевской" красотой. А в профессиональном отношении она отметилась активной 10-летней карьерой и запомнилась своей фирменной  походкой.
 Наталья родилась 1 октября 1979 года в Москве, в районе Братеево. Её мать по профессии инженер-экономист, отец в период перехода России на рыночную экономику стал коммерческим директором маленькой фирмы. Она училась в простой средней школе, хотела стать моделью. В возрасте 13 лет попала на просмотр в агентство Славы Зайцева. Такие наборы проходили каждые полгода, собирали около сотни претенденток на работу в Театре моды, из которых лишь несколько получали место в коллективе. Семанова очень понравилась мэтру советской моды. "Когда я пришла к Вячеславу Михайловичу, я была такая толстенькая. Он тогда сказал, что меня принимает, но что я должна похудеть, иначе ничего не выйдет. Ещё месяц я упрямилась, потом резко начала собой заниматься, похудела. И мне стало так хорошо, даже выражение лица изменилось. Одежда стала по-другому сидеть." Её первый показ состоялся в Доме моделей Зайцева, во время фестиваля молодых дизайнеров под названием "Таланты России". "На меня надели длинное платье из маленьких зеркалец. Стекляшки тут же впились мне в кожу, а их вес буквально тянул к полу. Мне ещё и туфли дали на размер меньше. Но ничего, собралась с силами и вышла. Хорошо вышла. Уже на подиуме платье расстегнулось сзади и держалось только на одном крючке. Но всё обошлось. Когда с меня сняли это одеяние, на теле было несколько порезов, а от колготок вообще ничего не осталось - сплошные дыры." В июне 1994 года агентство "Red Stars" пригласило Наталью стать участницей их очередного отборочного конкурса "Look of the Year". Основное мероприятие проходило в "Президент- отеле", а последний тур и объявление победительниц состоялось на открытой палубе прогулочного речного теплохода. Прессе из троих отмеченных жюри девушек понравилась прежде всего Полина Ташева (третье место конкурса) - эффектная и женственная темноволосая красавица. Меньше всего обращали внимание на занявшую 1-ое место 14-летнюю Наталью Семанову. Однако присутствовавший в жюри Пьер Шампу - скаут-директор агентства "Elite" в частной беседе предсказал победу юной россиянки на международном финале. Также верил в подопечную и Вячеслав Зайцев, напутствовавший Наталью перед "Look of the Year-94" такими словами: "Не зазнавайся. Хуже этого ничего не бывает. Оставайся самой собой."
 Это была её первая в жизни поездка за границу. С 28 августа по 4 сентября на испанской Ивисе (в просторечии на Ибице) 69 начинающих моделей из 40 стран мира соревновались за призовые контракты, которые агентство Elite собиралось заключить с 6 финалистками и 9 полуфиналистками конкурса. Чем выше место, тем больше размер контракта, за первое он составлял 150 тысяч долларов на срок два года. Всю неделю девушек снимали на фото и видео, проводили кастинги и репетиции. Развлекательная программа представляла собой загорание на пляже, купание в Средиземном море и вечерние дискотеки. Больше всего Наталье запомнилась "пенная" дискотека, когда танцующие стояли по пояс в мыльных пузырях. В России в те годы подобных танцполов ещё не было, и для всех трёх наших девушек (кроме Семановой участвовали Татьяна Никифорова и Полина Ташева) это было незабываемое ощущение. В отличие от обычных конкурсов красоты, на модельных смотрах такого высокого уровня, как "Look of the Year" жюри определяет финалисток и победителей не на финальном шоу, а заранее, по итогам предварительных просмотров. Финальное представление - лишь формальное шоу, красивая картинка для телеаудитории и возможность огласить имена лучших участниц в торжественной обстановке. Сцену соорудили прямо на открытом воздухе, в портовой зоне, на красивом фоне старого города. Руководитель Elite Джон Касабланкас был очарован Семановой уже на первых этапах мероприятия, и уже тогда судьба первого места была практически предрешена. Конечно, конкурсантки этого не знали и надеялись на победу до конца финала. Среди них была бразильянка Жизель Бюндхен. Когда наконец из уст Линды Эванджелисты, ведущей конкурса, прозвучало имя победительницы, до Натальи не сразу дошло, что это она и есть. Она подумала, что заняла только четвёртое место, и лишь по устремлённым на неё взглядам и поздравлениям соперниц поняла, что выиграла. "Я была ошарашена, совершенно этого не ожидала. И никто не ожидал. Там было столько красивых девушек - с большим опытом работы, ярких, раскованных. Честно говоря, они меня всерьёз не воспринимали, я была тихая, незаметная, "гадкий утёнок". Когда объявили моё имя, я просто ничего не поняла. Иду на сцену и ничего не чувствую." Несмотря на охрану, прямо из аудитории на сцену выскочил московский бизнесмен Павел Ващекин, чтобы поздравить соотечественницу. Он на протяжении нескольких лет спонсировал российский этап и фактически он один в отсутствии Т.Кольцовой и В.Лейбы был представителем российского агентства на международном финале 1994 года. Бюндхен- будущая супермодель, тогда попала только в топ-15, но выступала она на конкурсе ещё без коррекций лица, ринопластику она сделала себе позднее.
 Семья Натальи безусловно была рада её громкому успеху, но одновременно  были переживания о том, как она одна в 15 лет сможет освоиться в чужой стране, что будет с получением среднего образования (она получила его позднее экстерном). Девочка была единственным ребёнком у родителей, застенчивым и впечатлительным. Случай из раннего детства Наташи: "В яслях воспитательница, которой надоело укладывать девочку спать, накрыла её с головой одеялом. Мама приходит, а дочка молчит, пришли домой- молчит. Только у врача чуть отошла, но потом ещё год заикалась." Понятно волнение родителей за "домашнюю" девочку. Наталья уехала в американскую столицу моды - Нью-Йорк, где агентство поселило её в квартире с двумя спальнями и гостиной. Вместе с ней там проживало ещё 7 девушек, шумная обстановка не очень подходила для тихой скромной россиянки. Ещё ей не нравилась американская еда из супермаркетов, овощи и фрукты без вкуса и запаха. Нью-йоркское небо без звёзд. Фальшивые улыбки людей. И без достаточного знания английского языка ей  не сразу удавалось понять, что от неё требуют модельеры и фотографы, от напряжения даже болела голова.  
 Победа на конкурсе конечно не гарантировала девушке звёздной карьеры, агентство обеспечивало лишь "раскрутку" начинающей модели, обращало на неё внимание модного сообщества, а всё остальное зависело от неё самой. И тем не менее Семанова успешно дебютировала. Чаще всего её работа заключалась в съёмках по заказам европейских журналов. Уже в январе 1995 года вышел испанский "Vogue" с молоденькой россиянкой на обложке, затем была обложка французского "Marie Claire" апрель-95, editorial в немецком "Vogue" июнь-95 и много публикаций для менее известных изданий. "Не знаю, можно ли это назвать завистью, но иногда, если мне предлагают интересную работу, мои соседки по квартире почему-то вешают нос. Хотя я только радуюсь, когда кого-то из них приглашают на съёмку. Многим девочкам приходится делать по 30-40 тестовых фото и потом они уходят ни с чем. А я сделала только шесть тестов, и мои фотографии уже начали появляться в престижных журналах."  Правда, непосредственно на американском рынке у девушки были огромные сложности: "Я не знала языка, мне говорили, что я слишком молодо выгляжу, что я слишком молчаливая, что я слишком мало улыбаюсь. Там любят девушек с улыбками до ушей." Она расстраивалась, почти ежедневно плакала и похудела на 8 килограммов. Елена Семанова (мать): "Наташа звонила по 3-4 раза в день, часто просилась домой. Я ей говорила: "Всё в твоих силах, решай сама. И она каждый раз решала остаться. Ей становилось обидно: "Как это так, поехала и ничего не добилась?" 

 В октябре 1995 года, ровно в день своего 16-летия, Семанова переехала в Европу, где был наибольший спрос на неё, и с того времени постоянно жила в Париже. Ей там было значительно легче: никто от неё не требовал американской улыбки, а загадочно-меланхолическое настроение русской девушки вызывало неподдельный интерес профессионалов. Правда, ничего примечательного за год, кроме появления на обложке испанского "Elle" в 1996 году, в её журнальных делах не произошло. Но уже следующий 1997 год был отмечен интересными съёмками в эдиториалах итальянского (май) и британского (сентябрь) "Vogue", где фотографом был авторитетный Петер Линдберг. Вторая обложка этого журнала (французского издания) с Натальей вышла в сентябре 1998 года. Затем были 2 обложки российского издания 1999 года и снова испанский "Vogue" (обложка номера за сентябрь- 2000).
 Что касается работы на подиуме, то в США 14-15-летних "малолеток" неохотно брали для модных показов, а в европейских модных столицах по законодательству вообще невозможно было работать манекенщицей до 16 лет. Поэтому Семановой пришлось ждать год после начала международной карьеры, прежде чем она смогла проявить себя в этом виде модельной деятельности. И проявить великолепно. Её походка на показах моды со временем была признана одним из эталонов, её пытались копировать другие манекенщицы. Но всё-таки в точности повторить лебединую плавность движений Натальи в "медленном" дефиле, энергичную походку с особенным "пружинным" выбросом ноги вперёд так никто и не сумел. Не удивительно, что Семанова стала очень востребованной моделью на всевозможных "неделях моды" и прочих мероприятиях, где демонстрировали одежду ведущих мировых дизайнеров. Она считалась "музой" Ива Сен-Лорана. Пожалуй, единственное громкое имя среди модельеров, с которым у неё не сложились отношения - американец Том Форд, работавший в то время на Gucci. Он приглашал россиянку всего один раз.  Известный американский сайт models.com в комментарии к рейтингу моделей в 1998 году дал такую характеристику: "Наталья Семанова / Elite. Таинственная русская красавица с изящной осанкой и уравновешенностью 50-х годов. В Наталье есть та классическая трепетность, которую дизайнеры, как Валентино и Лакруа, любят выставлять на первый план."
 Первые рекламные контракты с Натальей стали заключаться с 1997 года, наиболее известные из них - кампании одежды  Christian Dior (1998-1999 ), Valentino Haute-Couture (1999), Giorgio Armani (2001-2002), каталог "Mango" весна-2001, духи "Rococo" от Joop! (2000-2001). Особым достижением считается реклама духов "Opium" от Yves Saint Lorrain (1999-2000), где помимо фотографической съёмки Наталья участвовала в стильном видеофильме, снятом знаменитым американским режиссёром Дэвидом Линчем. С улыбкой Семанова вспоминала заключение 4-летнего контракта (1999-2003) на рекламу средств по уходу за кожей "Biotherm" (косметической фирмы, входящей в концерн "L'Oreal"):"Хорошая работа. Съёмки два раза в год по два-три дня, неплохие деньги, приятные люди. Представители Biotherm выбрали меня по фотографиям и пригласили на смотрины. В огромном зале собралось много серьёзных людей: директора по маркетингу и рекламе, пиарщики, фотографы. Все уселись за столом, меня посадили во главе, и началось: пожалуйста, повернитесь так, наклоните голову в эту сторону, теперь в эту. Зоопарк! Потом торжественно объявили, что я получаю контракт, поздравили. И подарили кремы, которые я должна буду рекламировать. Ко мне подошёл фотограф и тихонько говорит: "Наташа, это хорошие кремы, но попробуй их лучше после съёмки, а то мало ли что." Но всё обошлось- кремы мне подошли." В те годы Семанова стала наиболее высокооплачиваемой моделью из России и оставалась ею до того времени, как раскрутилась её тёзка Водянова.
 В 2002 году она сильно сократила своё участие на модных дефиле и работала в основном по рекламным контрактам. Во многом это было связано с личной жизнью, которой Наталья наконец начала уделять серьёзное внимание. В старших классах школы и в первые годы в модельном бизнесе у неё не было никаких отношений по любовной части. Отчасти из-за застенчивого характера, отчасти из-за основательного воспитания в семье, принадлежности к православной церкви. У неё не было никакого желания посещать вечеринки, где тусовались те же самые люди из мира моды, которых она постоянно встречала по работе. Вечера она проводила за чтением книг или в общении с подругами, среди которых упоминались известные модели близнецы Александра и Лидия Егоровы. И в перерывах между модельными делами с радостью улетала в Москву, чтобы повидать родителей и старых подруг. "К мужчинам я отношусь хорошо. Хотя я немножко их всех избегаю. Я вообще очень мало встречаю людей, я не знакомлюсь на улицах с кем-нибудь. Мои знакомства очень редки, и встретить человека очень трудно. Не то, чтобы я жду какого-то принца, а просто человека, с которым мы могли бы хорошо ладить." Во Франции у неё были крайне неудачные отношения с каким-то молодым иностранцем, который "доставал" девушку всевозможными придирками, требовал носить юбки покороче и сексуально краситься. Устраивал скандалы, выкидывал из окна её туфли. Наконец она нашла такого человека, о котором мечтала. Он работал букером в Elite Paris, два года смотрел на неё как на недосягаемую звезду, боялся подойти. "В то время я уже считалась успешной моделью, но была очень стеснительной. Приходила в агентство как серая мышка, незаметно садилась в уголок, тихо спрашивала, какие кастинги и съёмки. У меня был приятель в агентстве, с которым я часто советовалась. Он знал, что я нравлюсь Дадо, и познакомил нас. Мне так повезло, что я встретила своего мужа. "Главное, чтобы тебе было хорошо"- говорит он всё время. Действительно, это первый мужчина, который по-настоящему обо мне заботится." Свадьба Натальи с молодым симпатичным французом Александром (Дадо) Бентолила состоялась в феврале 2001 года, среди гостей были Джон Гальяно и Жан-Поль Готье. "Модели рано взрослеют, хорошо зарабатывают, и хочется иметь какие-то постоянные отношения, чтобы кто-то тебя ждал. И когда находишь своего человека, хочется отдать ему всё. Когда я уезжаю из Парижа, то каждую свободную минутку звоню мужу, слышу его голос, и на глаза наворачиваются слёзы. Я часто думаю, чем буду заниматься дальше. Конечно, хочется детей. Но если я решу завести ребёнка, то хочу видеть его первые шаги и слышать первые слова. Поэтому если я рожу, то в это бизнес уже не вернусь." ...У неё были какие-то отдалённые планы, предположения, чем она хотела бы заняться после ухода из моделей. Возможно, поступление в парижский университет Сорбонну, неподалёку от которого она жила в конце 90-х - начале 2000-х. Для этого требовалась выучить французский, которого она в то время не знала и общалась только на английском. После замужества Наталья вместе с мужем раздумывали над неким проектом, имеющим отношение к моде. Однако ничего конкретного о её деятельности последних лет нигде не говорится. Известно только, что она пыталась вернуться на подиум в 2010-м году, даже один раз участвовала в показе Джона Гальяно на парижской Неделе моды. Но по общему мнению Семанова уже мало походила на ту девушку, которая запомнилась всем в лучшие годы её модельной карьеры. Во всяком случае внешне она сильно изменилась: состояние кожи, выразительность лица, энергетика были далеки от требуемых характеристик. Но необходимо учесть, что Наталья уже дважды становилась мамой: первым ребёнком была девочка (2008г.), вторым- мальчик (2010 или -11г.). Тем не менее русские , проживающие во Франции, уверяют в соцсетях, что во французской столице по-прежнему встречается уличная реклама с изображениями На
тальи.
 Наталья Семанова безусловно относится к числу профессионалок отрасли, оставивших заметный след в модной индустрии своего времени. Она отличалась не только высочайшим уровнем подготовки, как манекенщица и фотомодель, но и полной отдачей работе. В первые годы 90-х отношение к "русским" моделям было негативное. Большинство уезжавших по этой линии на Запад девушек думали в основном о богатых женихах и красивой жизни, производили на специалистов  впечатление ленивых жеманных пустышек. С появлением во второй половине 90-х Семановой, Пантаевой, Зобовой и группы других моделей отношение к россиянкам начало кардинально меняться. Их даже стали ставить в пример американкам, которые не были столь же дисциплинированными, сосредоточенными на своей работе. Семанова предельно серьёзно относилась к своему делу: никогда не опаздывала, не капризничала, не подавала вида, что ей что-то или кто-то не нравится. Хотя внутри себя переживала, что к ней порой относились, как к неодушевлённому предмету. "Ошибаются те, кто считает, что профессия модели несерьёзная. Она требует дисциплины и преданности своему делу. В модельном бизнесе никогда нельзя расслабляться. Я со всей основательностью готовлюсь к каждым съёмкам и стараюсь выполнить работу на все сто. Иначе больше меня не пригласят." Единственный скандал, связанный с именем Н.Семановой, имел место осенью 2000-го года. И случился не по её вине. У неё тогда не было французского гражданства, была только рабочая виза, и в связи с большой занятостью в Нью-Йорке она два месяца отсутствовала на территории Франции. Это стало основанием для чиновников этой страны, чтобы запретить россиянке работать на парижской Неделе моды. По местному законодательству такая мера допускалась, но вникать в тонкости модельной профессии французские бюрократы не захотели, и в результате Готье, Валентино, Сен-Лоран, Ферре остались на своих шоу конца 2000 года без высокопрофессиональной российской модели. Для международного модного сообщества это стало чувствительным прецедентом, о чём тогда сообщали в мировых новостях.
 
Наташа в первом классе школы
фотомодель 1994г.
Наталья и Татьяна Никифорова на конкурсе "Look of the Year Россия-94"
"Look of the Year-94" в Испании, победительница Н.Семанова и полуфиналистка Ж.Бюндхен
первая обложка "Vogue", 1995 г.
обложка "Marie Claire" 1995 г.
эдиториал в немецком "Vogue" 1995 г.
с кинорежиссёром Эльдаром Рязановым в Кремле
Надя Ауэрманн- Жеральд Мари (Elite)- Н.С. в жюри "Elite Model Look Россия-95"
15-ый день рождения Натальи в Москве, с родителями, бабушкой и подругой
на показе 1997 г.
реклама "Dior" 1998 г.
Наталья (справа) в Лондоне, рекламная кампания "Versace" 1999 г.
реклама духов 2000 г.
каталог "Mango" 2001 г.
свадьба в Париже, 2001 г.
реклама "Biotherm", 2002 г.
показ "Dior" 2004г.
реклама 2005-06 г.г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий