Конкурсы моделей появились в мире благодаря основательнице американского агентства Ford Models Айлин Форд / Eileen Ford. Первые соревнования такого рода под патронажем этого агентства проводились ещё в начале 1970 г.г. во время фестиваля моды на Капри, Италия, но недолго. На одном из них даже была неофициальная представительница СССР - Галина Миловская. В конце 1970-х годов велась острейшая конкурентная борьба между этим
влиятельным агентством и другим крупным нью-йоркским агентством Elite
Models Джона Касабланкаса, сопровождавшаяся переманиваем лучших моделей от одних "хозяев" к другим, многомиллионными судебными исками. А.Форд, беря за основу традиционные конкурсы красоты с шоу и телетрансляциями, в 1980-м году стала устраивать свои соревнования молодых привлекательных девушек, назвав их Face of the 80's, позднее Ford Supermodel of the World. Она скорректировала их формат в сторону приоритетов модельного бизнеса, где оцениваются профессиональные качества претенденток: фотогеничность, дефиле,
умение перевоплощаться в разные образы. Там не было "интеллектуальных"
туров, пафосных рассказов участниц о своей стране или регионе, на
победительниц не надевали ленту и корону. Наградами для девушек, занявших
высокие места, служили не денежные чеки и вещевые призы, а контракты с
агентствами, которые они должны были отработать как модели или фотомодели
в течение оговоренного срока. В первое десятилетие проведения модельных
конкурсов эти контракты достигали суммы в 1 миллион долларов, потом
уменьшились до нескольких сотен тысяч.
Основной целью таких мероприятий, в
отличие от выборов мисс, было не зарабатывание денег на конкурсах, а
медийный пиар агентства, усиление позиций Ford Models в странах мира. С
1983 года аналогичный международный конкурс Look of the Year начал проводить и основной конкурент FM Д.Касабланкас.
|
Маргарита Бабина |
Подобные
конкурсы позднее пытались проводить и другие западные агентства, но без
особого успеха. В 2011 году прекратило существование и мероприятие Supermodel of the World, поскольку наследница бизнеса, дочь Айлин Форд, продала агентство другому владельцу. Единственным
значительным модельным конкурсом международного масштаба, с отборочными
соревнованиями в десятках стран мира, остаётся Elite Model Look, хотя с 2001 года уже тоже при новых владельцах. Продолжают существование также конкурсы наподобие Top Model of the World, Best Model of
the World, Supermodel International и другие мероприятия со
словом "model" в названии. В
большинстве это слегка завуалированные конкурсы красоты, проводящиеся в
коммерческих целях, как развлекательные мероприятия в курортных и
туристических центрах. Их устроители никакого влияния в модельном мире не
имеют. Победа или попадание в топы престижных конкурсов Ford и
Elite не означает, что лауреатки сразу же становятся востребованными
высокооплачиваемыми моделями. Успех на конкурсе означает лишь то, что к
девушке на первых порах будет больше внимания со стороны специалистов
отрасли, её чаще других будут посылать на кастинги ведущих модельеров и
фотопробы крупных рекламных проектов. А понравится ли она заказчику или
нет, сможет ли вписаться в жёсткий график работы, выдержать конкуренцию с
опытными профессиональными моделями - это уже зависит от способностей самой
девушки, от везения, от спроса на её типаж в данный сезон. Больше половины девушек,
занявших первое место на мировых соревнованиях начинающих моделей, не оправдывают возлагающихся на них надежд. Например, наша
соотечественница Маргарита Бабина - обладательница звания "Супермодель Мира-2000",
не смогла заработать за первый год после конкурса даже 20% от суммы
призового контракта. Все три украинки, победившие на Elite Model Look в
1996, 1999 и 2010 годах, также не стали "звёздными" моделями.
|
Айлин Форд и "Супермодель СССР-92" Ирина Харламова |
В Советском Союзе конкурсы моделей начали проводиться с 1989 года, с
некоторым отставанием по времени от официальных выборов мисс. Ведущие
модельные агентства Запада обратили взоры на СССР после того, как узнали
о первых конкурсах красоты в этой части мира, прежде неизвестной для
мирового модельного бизнеса в силу её идеологической и политической
закрытости. Соревнования красавиц дали иностранным специалистам возможность посмотреть на
российских, украинских, прибалтийских
девушек и оценить их потенциал для возможной работы за границей в
качестве подиумных и рекламных моделей. Как раз в те годы советские
власти значительно упростили правила выезда граждан в капиталистические
страны, что также способствовало развитию модельной отрасли в стране. Первооткрывателем советских красавиц для западного рынка рекламы и моды очень желала стать американка Айлин Форд - владелица Ford Models. В марте 1988 года она приезжала в Москву на
презентацию, посвящённую первой годовщине русскоязычного выпуска журнала
"Burda Moden", и тогда узнала о предстоящем в июне конкурсе "Московская
красавица-88". |
Елена Бознякова | Мария Широкова |
Посмотрев видеозапись конкурса, она осталась довольной внешними
данными участниц и решительно настроилась осваивать восточное
направление. Прежде всего А.Форд хотела выбрать советскую девушку, которая могла бы представлять страну в конкурсе Supermodel of the World / "Супермодель Мира". Это
соревнование на то время охватывало около 30 стран мира и открыло
достаточно много будущих топ-моделей. Конкурс имел основательную
отраслевую базу, не только победительницы, но и другие участницы по
окончании показывались спецам этого бизнеса, и в зависимости от
способностей строили профессиональную карьеру. Как правило делегатки
определялись на национальных отборочных турах, но по причине того, что у
Ford Models в то время ещё не было советских партнёров, первый
всесоюзный отбор на "Супермодель Мира" прошёл в форме промежуточного соревнования "Мисс СССР-89". "Супермодель-89" определилась за 2 дня до финала "Мисс СССР", ею стала эстонка Эха Урбсалу. В составе жюри помимо специалистов из США, Англии и Бельгии, была победительница "Супермодели Мира-88" Анушка Музик / Anuschka Muzik - чешка родом из Германии, а от самого агентства присутствовал сын Айлин Форд. Позднее
на международном финале эстонка попала в топ-12 и осталась работать в
США, хотя каких-то заметных достижений как модель она не добилась. Гораздо
успешнее в этой отрасли устроились две победительницы "Мисс СССР-89" Юлия Суханова и Екатерина Мещерякова, достигшие уровня "stars" в своих агентствах моделей. |
Джон Касабланкас и Наталья Семанова |
Первый полноценный конкурс в рамках "Супермодели Мира" был
организован в Москве в ноябре 1990 года, его проведением занималось
рекламное агентство "Эдма", которое стало советским (затем российским)
партнёром Ford Models. Это агентство не входило в число известных
организаций данного профиля, и модельный бизнес, судя по всему, не был
для него основным видом деятельности. Его силами провели только 4
конкурса, с 1995 года российский этап мероприятия был приостановлен и
возобновился только в 2000-м году. Как раз тогда его победительницей
стала Маргарита Бабина из Калининграда, которая затем победила и
на международном финале. Впрочем, лицензия на проведение отечественного
тура также надолго не задержалась у новых правообладателей и потом
переходила к другим агентствам. Причины этого сугубо
материальные: лицензия стоила 25 тысяч долларов, кроме того московское
агентство должно было оплатить приезд и проживание букера от Ford
Models, не говоря уже о затратах на сам конкурс. Последнее мероприятие из
этой серии состоялось в 2008 году. Можно также добавить, что в 1990-м
году в Москве прошёл конкурс с аналогичным названием "Супермодель СССР-90",
но отношения к американскому соревнованию моделей он не
имел.Организатором было советско-британское СП "IBIS". Победившая на том
конкурсе Елена Бознякова из белорусского г.Бреста впоследствии
жаловалась, что организаторы не занимались её трудоустройством по
специальности, и она целый год просидела без работы. В 1997 году в
Санкт-Петербурге проводился конкурс |
Виталий Лейба на "ЭМЛ-97" | Татьяна Кольцова на "ЭМЛ-98" |
"Супермодель России-97", на котором все призовые места заняли девушки из этого города (победила Мария Широкова). В публикациях об этом событии также не было информации, что оно организовано в рамках Ford Supermodel of the World. Другой широко известный конкурс моделей Elite Model Look, который до 1995 года назывался Look of the Year, также дебютировал в нашей стране ещё в советские годы. Мероприятием
занималось модельное агентство, возглавляемое бывшей манекенщицей с образованием инженера Татьяной Кольцовой. В 90-е годы "Red Stars" был безоговорочным лидером модельного бизнеса в
России, все приезжавшие в Москву дизайнеры одежды с мировым именем
обращались за услугами только туда. Агентство было основано в сентябре
1989 года по предложению английской компании Baruccy, занимавшейся организацией концертов и гастролей. Спустя месяц в
Москву приехал американец Джон Касабланкас - руководитель
крупнейшего в те годы модельного агентства Elite. Помимо прочего, он
искал советскую представительницу для участия в Lоок of the Year, и его
выбор пал на девушку, предложенную Т.Кольцовой.
|
Татьяна Ковылина "EML Tatarstan-98 |
Касабланкас также придумал название новому московскому агентству - "Red Stars". В 1990-м году председателем правления "RS" стал Виталий Лейба, к которому перешёл 51% собственности предприятия. В 1991 году
агентство перестало быть филиалом "Elite", но не прекратило сотрудничество
с Касабланкасом и осталось организатором российского конкурса Look of the Year. Первый его выпуск состоялся в 1991 году, поначалу это мероприятие не
вызывало большого интереса у отечественных СМИ. Но после победы в
международном финале 1994 года москвички Натальи Семановой
внимание к нему, а также к агентству "Red Stars" значительно
выросло. Впрочем, по телевидению о нём говорилось мало, первая большая
передача о российском конкурсе была показана в 1993 году и следующая -
только в 1997 году. На то время показатели деятельности агентства резко
снизились. Посланницы "RS" перестали
завоёвывать высокие места на мировом конкурсе, а дефолт 1998 года сильно отразился на состоянии отечественного мира моды и спроса на моделей. В конце 1999 года Татьяна Кольцова после серьёзного конфликта с В.Лейбой была вынуждена оставить директорскую должность. Возможно, репутационные проблемы, возникшие у Джона Касабланкаса
и его агентства "Элит" в те же годы, и вынудившие его уйти с должности
руководителя, также косвенно отразились на имидже "Ред Старз" на российском
модельном рынке. Виталий Лейба
в качестве руководителя агентства не смог удержать его позиции на докризисном уровне и
в июле 2002 года закрыл бизнес. Конкурс моделей в российской его части
был "заморожен" на 5 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий