суббота, 27 марта 2021 г.

конкурс СУПЕРМОДЕЛЬ СССР 1990 (под эгидой Тьерри Мюглера)

дата проведения финала  - 9 июня 1990 г.
место проведения  - г.Москва, ГЦКЗ "Россия"
количество участниц  - 23
председатель жюри - Тьерри Мюглер (модельер, Франция)
ведущий церемонии  -
телеверсия - показана по Центральному ТВ  

результаты
Супермодель СССР 1990 Елена Бознякова (Брест) 19 лет
уч.Look of the Year СССР 1991
2 место Светлана Овчинникова (Астрахань) 15 лет
уч.Мисс СССР 1991
Мисс Модель Ольга Берина (Москва)  20 лет
уч.Miss Model of the World 1993 (5 место)
2 место Татьяна Ковтунова (Одесса) 21 год
Мисс Фотомодель  Оксана Сувид (Новосибирск) 19 лет
2 место Евгения Гогитидзе (Москва) 20 лет
уч.Miss Intercontinental 1990
среди остальных
Наталья Алексанян (Москва) 21 год
уч. Миссис СССР - Миссис Америка 1990 (1 место)
Полина Журавлёва (Москва) 17 лет
уч.Queen of the World 1990 (1/2 финала)
уч.Miss World University 1992 (2 место)
уч. Miss Globe Int'l 1993 (1 место)
Лидия Куборская (Москва) 17 лет
уч.Мисс Стран Содружества 1992 (2 место)
уч.Miss Universe 1992
Юлия Михеева (Москва) 21 год
уч.Miss Wonderland 1990
Юлия Шестопалова (Николаев) 17 лет
уч.Miss World University 1991 (2 место)
Ольга Черпак (Москва) 18 лет
уч.New Model Today 1990 (1/4 финала)
 
 Среди соревнований моделей периода "перестройки" этот конкурс стоит особняком от всех остальных, благодаря громкому имени его патрона - Тьерри Мюглера. Название "Супермодель СССР-90" сразу вызывает ассоциации с конкурсом "Супермодель Мира" и его национальными отборочными этапами. Однако ничего общего с "Супермоделью СССР-91" и -92, кроме совпадающих слов, у него не было. Организатором выступило совместное советско-британское предприятие "IBIS", занимавшееся куплей-продажей компьютеров, а заодно пробовавшее развиваться в других видах бизнеса. Похоже, деятели фирмы поначалу не задумывались, какую цель они ставят перед своим конкурсом. Лишь потом приглашение Мюглера в Москву подсказало им идею объединить одно мероприятие с другим в одно целое. В итоге получилось 2 показа авангардиста моды: один - "облегчённая" версия с моделями-конкурсантками и выступлениями певцов в промежутках. Другой - калька с его западного шоу, ещё более зрелищный и с профессиональным составом манекенщиц. Конкурс, как часть события в зале "Россия" и с личным присутствием, можно назвать "мюглеровским" с полным основанием.
 Парижский дизайнер был мировой знаменитостью, раскрученной на совместных проектах с поп-кумирами и готовился тогда впервые представить в СССР собственную коллекцию, с прицелом выйти на новый потребительский рынок. В 1986-ом он уже посещал российские города, но только в качестве автора журнальных и книжных фотоиллюстраций, и позднее, по заказу еженедельника "Paris Match", отснял на ВДНХ фотосессию с моделями Славы Зайцева. Больше всего в нашей стране француза привлекали архитектурные и монументальные объекты больших форм, которые становились фоном для съёмки. Всё это было ориентировано на западного читателя. Публика коммунистической, закрытой от внешнего мира страны, была совершенно не готова оценивать авангардные направления моды. Даже классика - Нина Риччи, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, на московских подиумах казалась чем-то инородным, недосягаемо красивой иллюстрацией буржуазного шика. Что уж говорить о Мюглере, черпавшем вдохновение в голливудским космическим футуризме, эротическом фетишизме и стиле "унисекс", которые для советского уха звучали, как ругательные слова. К 1990 году Запад, благодаря наплыву всевозможной видео-продукции "из-за бугра", стал доступнее и начал входить в моду, со всеми его масскультными феноменами, экспериментами и гримасами. "То, что зрители видят в коллекции Мюглера, меньше всего похоже на одежду, в его воображении женщины выглядят, как цветы, кошки, ангелы, балерины, викинги или героини комиксов. Меньше всего они похожи на реальных женщин." - вот что тогда у нас писали в журнале "Модели сезона". Тогда как иностранные обозреватели находили и более хлёсткие определения творчества Мюглера, скажем - "fashion circus".
  Конкурс "Супермодель СССР-90" рекламировался в прессе и по ТВ в течение нескольких месяцев, за это время по почте поступило около 2000 заявок с фотографиями и видеокассетами от желающих принять участие. Из всех отобрали 40 претенденток, которых в мае 1990 года вывезли на тренировочные сборы в крымский пансионат у Чёрного моря. Тогда это считалось оптимальной обстановкой для подготовки красавиц к конкурсам. Кроме отдыха и загара, участницы получили уроки профессионального фотопозирования и разучили модельную походку на шпильках. В июне, после отсева в Москве, на конкурсе остались 23 участницы. А из Европы на 7 дней приехал Тьерри Мюглер с большим грузом для модного представления и компанией из 25 человек, многие из которых слыли звёздами в своей отрасли. Среди них было двое темнокожих американских танцоров-геев, которые кроме непосредственного участия в шоу, должны были обучить советских манекенщиц требуемому стилю дефиле и движениям танца "vogue". Походка и выражение лица моделей на показах Мюглера отличались от привычного стандарта, в сторону манерности и театрального гротеска. Также из США приехал Данило Диксон, знаменитый стилист-парикмахер. Много подготовительного времени потратили на мастер-классы по макияжу, за этот сегмент отвечала гречанка Аполлония Би (Бонтзу). Потом на конкурсе и показе девушек настолько сильно преображали гримом, париками, что их не узнавали даже их родственники и ухажёры.
 Мероприятие прошло в концертном зале "Россия" за 3 дня: 8 июня - генеральная репетиция со зрителями, 9 июня - "Супермодель СССР-90", 10 июня - показ коллекции Мюглера "осень-зима 1990". Для своего шоу модельер лично отбирал манекенщиц и манекенщиков на отдельном московском кастинге. Среди них оказалась и Виктория Дронова, в тот период - начинающая модель и неудачница ряда конкурсов, от "Подмосковной Красавицы" до "Look of the Year Россия". Но прославившаяся позднее в российском масштабе по линии светской хроники. Кроме отечественных моделей, участвовали и иностранки. Самой именитой, без сомнения, была сомалийка Иман, супермодель 80-х и любимица заграничного модного глянца. Также приехали шотландка Таня Коулридж из клипа Джорджа Майкла "Father Figure", бразильянка Лусиана Силва из клипа Мадонны "Justify My Love". Из "топовых" мужчин достоин упоминания американец Брэдли Харриман. Кроме них, была пара менее известных девушек и длинноволосый парень. Каждый день был аншлаг с присутствием 2500 зрителей. Цена билетов составляла 20 рублей (3 доллара по курсу чёрного рынка), что было раза в 3-4 дороже посещения обычного концерта, но в общем, средним горожанам или туристам вполне по карману. В зале было много молодёжи. Как несложно понять, "цирк Мюглера" оказался центральным событием и прошёл с оглушительным успехом. На лицах зрителей просматривался "культурный" шок, ничего настолько яркого и фееричного собравшаяся в концертном зале аудитория никогда не видела.
 Что касается предшествовавшего соревнования моделей, оно представляло собой серию выходов в формате "fashion show", в тех же претенциозных нарядах и париках. Среди участниц было немало девушек, уже засветившихся в отечественных и международных конкурсах красоты. Но шансы понравиться председателю жюри Мюглеру имели считанные единицы, приближённые к его особым требованиям к внешности и выразительности. На его стороне были все иностранные члены жюри, профессионалы из его же команды. Советская же часть судейского корпуса, составленная из Валентина Юдашкина, ряда известных актёров, режиссёров и деятелей зарождавшегося в стране предпринимательства, активно пыталась навязать свою победительницу. По наблюдениям англичанки-стилистки из состава жюри, на 1 место хотели протащить конкурсантку №15, родом из южноукраинского города. Однако никто из мюглеровских сторонников не видел в ней авангардной модели. "Склока была беспощадной. Один из русских судей - огромный, дорого одетый мужчина, который постоянно держал в руке свёрнутый экземпляр "Плейбоя" (незаконного в СССР), возглавил русский бунт, настаивая на том, что № 15 должна стать "Мисс Супермодель". Когда никто из западных судей не смог вспомнить её, возникла шумная перепалка. Иман, задрав голову, кричала: "Никто из нас даже не знает, кто такая эта "номер пятнадцать". Единственная причина, почему ты её помнишь, что ты с ней переспал!" Споры за призовые места были нешуточными и растянулись аж на полтора часа, всё это время публика терпеливо ожидала развязки соревнования. В итоге главную победу всё же отдали Елене Бозняковой из Белоруссии. Грациозной, высокой, с очень длинными ногами и "угловатыми" чертами лица - как раз такие подходили для "авангарда". Помимо проталкивания "блатной" конкурсантки, другим скандальным происшествием была неожиданная пропажа всех тестовых фотографий участниц, по которым определялась победительница в категории "Мисс Фотомодель". Это внесло дополнительную неразбериху в согласование призёрок, и по слухам, титул получила не та, которую считали фавориткой Мюглера. Ещё определили лучшую конкурсантку в категории дефиле, а также 3-х обладательниц вторых мест. Если верить свидетельствам всё той же англичанки в журнале "Blitz", Елена впала в эйфорию, и её финальный проход по сцене длился целых 45 минут. Никаких наград победительницам не полагалось, а ждало лишь моральное поощрение - выход на подиум в заключительный день. Елене Бозняковой Мюглер подарил маленький платиновый парик и позвал на фотосъёмку в его нарядах с иностранными топ-моделями на улицах Москвы. Также её пригласили приехать в октябре в Париж, на просмотр в одно из агентств, видимо это и было главным призом. Однако ничего хорошего из этого не вышло, в "Московском комсомольце" позднее узнали, что Елена весь год была безработной и виноватого в её несложившейся модельной карьере предложили искать среди некомпетентных (как решили в газете) устроителей мероприятия с советской стороны.
  В целом, внимание к незаурядному событию, и "конкурсу имени Мюглера" в частности, в отечественной прессе оказалось куда более скромным, нежели в иностранной. Что объяснялось прежде всего слабым развитием "светской" журналистики и убогой полиграфией того времени. Больше повезло телезрителям, да и то самым терпеливым. Конкурс с концертными номерами в записи показали по Центральному ТВ, но задвинули очень далеко на ночное время. Очевидно, начальство подстраховалось, поскольку побоялось шокировать рядового обывателя слишком продвинутым и экстравагантным мюглеровским шоу. Можно надеяться, что видеозапись ещё всплывёт когда-нибудь на Ютьюбе или в соцсетях и продемонстрирует современному зрителю, как всё описанное выглядело в движении и звуке.
  
Лидия Куборская
 Ольга Черпак
 Татьяна Ковтунова
 Евгения Гогитидзе
тур в купальниках
 Елена Бознякова
Ольга Берина
Е.Бознякова
Тьерри Мюглер и Е.Бознякова
 Оксана Сувид - Т.Мюглер - Е.Бознякова - О.Берина
 Е.Бознякова
 Виктория Дронова и Ванда Руднева
обложка АПН-овского "экспортного" журнала на польском языке
 заметка в "Вечерней Москве"
заметка в исландской газете
... в датской газете
 обложка английского еженедельника
 публикация в "Vogue"-Paris
 Иман на показе и на уличной съёмке
 Е.Бознякова в уличной фотосессии
Е.Бознякова на ТВ-программе "Успех" 1993 г.
______________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий