Ольга Пантюшенкова принадлежит к числу самых успешных
российских моделей, начинавших карьеру в начале 90-х годов. Она первая из
"наших", получившая контракт на участие в рекламе духов с мировым размахом.
Парадоксальная личность, не окончившая средней школы, при этом
обладательница незаурядного склада ума и философского взгляда на
окружающий мир. Ну и не в последнюю очередь, красивая женщина, интересная своей северо-русской, хоть и не броской для среднего обывателя, красотой. В международном моделинге 1990-х годов она оставила свой яркий след, не прибегая к пиару, скандалам, выставленной напоказ бурной личной жизни. Это пример того, как некоторая доля "загадочности" может работать на имидж не хуже, чем медийная "доступность".
Ольга родилась в Ленинграде
(Санкт-Петербурге) 18 октября 1974 года (по другим данным - в 1973 г.). Обычная семья, отец работал на заводе. Родители развелись, её мать была портнихой в
ателье и в меру тогдашних возможностей следила за новинками моды.
Девочка Оля мечтала стать киноактрисой, а в подростковом возрасте
ей захотелось стать манекенщицей. - Мама часто покупала журнал "Бурда", и
когда я его просматривала, всегда думала: "Вот я вырасту и обязательно
буду очень красивой. Меня тоже будут фотографировать. И кто-то другой
будет смотреть на мои фотографии..." Внешние данные у неё для этого
имелись: высокий рост, выразительные
зелёные глаза, длинные тёмно-русые волосы, красиво очерченные пухлые губы, тонкокостное телосложение. В
14 лет вместе с матерью она пришла на кастинг какого-то американского
агентства моделей, после чего попала на просмотр претенденток городского
конкурса "Кино-фото-видео-модель-89". И там её заметил кто-то из
оргкомитета конкурса "Супермодель СССР-91", впервые организованного в
стране по лицензии агентства "Форд". Приехав в ноябре 1990-го года в
Москву на финальную часть мероприятия, она вместе с 15 другими
участницами три недели проходила подготовку в гостинице "Орлёнок". Был
строгий распорядок дня: подъём по расписанию, низкокалорийное питание,
занятия шейпингом, плавание в бассейне, репетиции, тренировки. Лишь в 11
вечера отпускали по номерам, где часа два участницы смывали грим,
приходили в себя. Много времени уделяли походке, при этом выяснилось,
что Пантюшенкова абсолютно не готова к профессиональному дефиле: не
попадает в такт музыке, зажата в движениях. Постановщице приходилось
часами отрабатывать с ней походку, однако Ольга оставалась худшей в этом
компоненте. Сам конкурс проводился целых три дня, там же в концертном
зале интуристовской гостиницы. И неожиданно для всех Пантюшенкова вдруг предстала перед судьями и публикой в лучшем виде, у неё появилась раскованность и шагала она
точно в такт музыке. В финальном туре она уже была в лидерах
соревнования и в итоге заняла третье место. По наблюдениям очевидцев,
так резко преобразиться в нужный момент Ольге помогли упрямство и
целеустремлённость, свойственные её характеру. На конкурсе присутствовал
фотограф-эмигрант из СССР Роланд Левин (будущий муж супермодели Ирины
Пантаевой), сотрудничавший с агентством Elite, он содействовал поездке
Ольги в Германию в 1991 году. Впрочем, в гамбургском отделении Elite она оказалась
совершенно не востребованной: немецкому рекламному рынку требовались
модели с женскими формами и широкой белозубой улыбкой, чем хрупкая,
скромная, с не очень хорошими зубами, Пантюшенкова не обладала. Через
три месяца её отправили домой. В школе она отказалась объяснять, где
отсутствовала столько времени, не желая распространения слухов о себе: - Я не
хотела говорить, где я была - ведь тогда у модельного бизнеса была не
лучшая репутация. Классная руководительница не стала вникать в детали и
сразу поставила вопрос об исключении Пантюшенковой из школы. Мать
девушки добилась через РОНО, чтобы ей разрешили продолжить обучение,
однако дочь наотрез отказалась ходить в школу, так и не окончив девятый
класс. Следующие полтора года её жизни в родном Петербурге не оставили
заметного следа в биографии Ольги. Она числилась в одном из местных
агентств моделей и осенью 1992 года была заявлена на международный
конкурс красоты "Miss Baltic Sea-93", как представительница России.
Конкурс, организованный финнами, проходил на борту круизного лайнера, и
несмотря на небольшое количество участниц - около десяти - ежегодно
собирал достаточно представительный состав из мисс и вице-мисс
национального уровня. Только от России обычно участвовали рядовые
модели, поскольку партнёром конкурса с российской стороны было
упомянутое петербургское агентство. Делегирование Пантюшенковой в
качестве конкурсной красавицы было не вполне обоснованным: она имела
интересную "аристократическую" внешность, хорошо двигалась, но на фоне
основательно подготовленных мисс с идеальными зубами и эмоциональным
куражом её шансы на призовое место были равны нулю. В 1993 году в Москве
и Санкт-Петербурге французское агентство People провело кастинги и
отобрало двух россиянок для поездки в Париж, одной из них была Ольга
Пантюшенкова. Однако работы во французской столице у Ольги почти не
было. В это время букер агентства Elite случайно нашёл в пачке
фотографий старый снимок Пантюшенковой и послал запрос в Red Stars.
Директор Татьяна Кольцова связалась с Ольгой по телефону и направила её в
Elite Paris. Тем букером оказался Дидье Фернандес - один из лучших
представителей этой специальности в мире, бывший агентом знаменитых
Линды Эванджелисты и Наоми Кэмбелл. Он первым почувствовал, что эпохе
красавиц-супермоделей вскоре может наступить конец, им на смену придёт
поколение совершенно других моделей - таких, как Пантюшенкова. - Дидье
поверил в меня и стал со мной работать. Тогда ещё не появились
отрешённые, холодные и в то же время наивные девушки, будто свалившиеся с
Луны. А я такой и была. Сначала её отправили к стоматологу менять
зубы. Дорогостоящие процедуры оплатило агентство, которое в дальнейшем
вычло потраченную на это сумму из заработанных Ольгой денег. Затем её
коротко остригли, покрасили волосы в ярко-красный цвет и повели по
магазинам. Похорошевшую, стильно одетую россиянку показали Карлу
Лагерфельду, и тот сразу взял её в своё Chanel Couture Show на
международную неделю моды (июль-93). Ольга быстро вошла в профессиональную колею,
уже осенью 1993 года вышли два подряд номера французского "Vogue" с её
фотографиями в разделе "fashion story". Затем было участие в рекламных
кампаниях Dior, Christian Lacroix. Следуя советам Фернандеса, она удачно
меняла образы, длину и цвет волос, прекрасно ладила с фотографами.
Самой запоминающейся работой Пантюшенковой стали съёмки в рекламе
парфюма "Eden". С зимы 1993 года фирма Cacharel проводила поиск новой
девушки для своей продукции, включавшей кроме духов линию косметических
средств. Требовалось нежное, чистое, благородное лицо, при этом модель
должна была быть совершенно не "засветившейся" на рекламном рынке.
Кастинги, которые проводил в Париже испанский фэшн-фотограф Хавьер
Вальонрат / Javier Vallhonrat, заняли несколько месяцев, в них
участвовало более 200 претенденток. Наконец, было названо имя модели:
Ольга Пантюшенкова из России. Рекламные материалы для кампании парфюма
"Eden" снимались в течение 5 дней, параллельно с фотографиями был создан
прекрасный видеоролик. Пантюшенкова предстала в нём в образе обнажённой Евы, которая бродила среди разноцветных зарослей райского сада и наслаждалась
ароматом плодов тропических деревьев. Роскошный визуальный ряд, в
котором главным украшением стала сама Ольга - девушка с белой бархатистой
кожей, пухлыми губами, "скифскими" глазами. Эти духи в те годы были
самыми рекламируемыми в мире, хотя самой Пантюшенковой они почему-то не
понравились. Писали, что в Великобритании местная цензура заблюрила грудь "Евы" для показа по ТВ. За работу ей заплатили сравнительно немного - около 250
тысяч долларов, зато громкая рекламная кампания способствовала тому, что
россиянка стала фигурировать в одном ряду со знаменитыми звёздами
отрасли. В частности, в рекламе коллекции Джанни Версаче
1994 года, который выбирал только супермоделей или молодых претенденток
на это звание. Гонорары Ольги за модные показы быстро приблизились к заработкам лучших манекенщиц.
Практически с ходу она оказалась в топ-модельном подразделении
своего агентства, перепрыгнув ступени начинающих и подающих надежды
моделей. - У меня не перехватывало дух, когда рядом работали Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер или ещё кто-то из ведущих моделей. Я знала, что я одна из них. И что мир должен вертеться вокруг меня. Я себя чувствовала вполне на своём месте. Первые семь месяцев её деятельности были настолько плотно
заполнены съёмками и показами, что девушка попросту переутомилась
телесно и душевно. В какой-то момент наступил нервный срыв, когда Ольга
заявила своему букеру, что уходит из моделей. Но проницательный
Фернандес то ли в шутку, то ли всерьёз сказал, что уходит вместе с ней, и
это разрядило ситуацию. Со временем она даже стала находить плюсы в
рабочих нагрузках и стрессе: - Что мне нравится в карьере модели - так это,
вероятно, нечеловеческий ритм периодов шоу, когда в течение двух
недель работаешь с 8 утра до 12 ночи сначала на первом, потом на втором
и, наконец на третьем дыхании. В сравнении с этим повседневная жизнь
кажется затишьем перед бурей. Кажется, что силы иссякают, а потом оказывается, что на самом деле они удваиваются. Джон Гальяно, недавно возглавивший модный дом "Christian Dior",
сделал Ольгу примой своего шоу "высокой моды". - Дидье по секрету мне сообщил: "Знаешь, Dior будет делать один
дизайнер, который очень-очень тебя любит." И я почувствовала, что это
Джон Гальяно. Он действительно стал главным дизайнером дома Dior и
сказал, что на показе его первой коллекции в свадебном платье он хочет
видеть меня! Это наверное единственный момент в моей карьере, когда я
жутко переживала из-за того, как всё будет. Ведь свадебное платье это
финал, белая точка на белом подиуме. Вот тогда мне в голову пришла идея
снова постричься и покраситься в абсолютно белый цвет. Другой новатор
моды Тьерри Мюглер выбрал её для рекламы очередной креативной коллекции
"Antiquity". Эдиториалы с Пантюшенковой появились в английском,
французском, итальянском "Vogue". Правда, ни одной обложки этого журнала
она так и не сделала. Вообще в сравнении с её
различными достижениями как модели, успехи по части престижных журнальных
обложек на Западе выглядят очень скромно: "Madame Figaro" (1994), "Marie
Claire"-UK (1995), "Elle"-Portugal (1997). Плюс несколько российских - "L'Officiel", "Elle". Три года подряд Пантюшенкова работала, не переставая. В конце 90-х - начале 2000-х она заметно
сбавила темпы. Видимо решила, что заработала достаточно много денег и
стала участвовать только в показах по своему выбору, в основном таких
популярных, как Chloe, Dior, Chanel. Из рекламных проектов самыми
интересными стали изображения с ней в стиле художников начала 20 века, созданные знаменитым деятелем моды французом Сержем Лютенсом для японской косметики Shiseido. Последнее сообщение об Ольге в глянцевой прессе относится к 2003 году,
тогда она рассказала в коротком интервью для "Elle", что продолжает работать моделью. Ольга
считала свою работу хобби, временным занятием и не особо беспокоилась
за своё будущее, полагая, что хорошей модели с творческой натурой совсем
не сложно переключиться на другие виды деятельности. В 1999 году она
непродолжительное время сотрудничала с российским изданием "Marie
Claire" в качестве стилиста. Она могла бы сняться в кинофильмах, но не
устраивали роли, которые ей предлагали. Писала лирические стихи. Свой
досуг Ольга проводила не на светских тусовках, а в более интеллигентных
компаниях и местах: - Я встречаюсь с друзьями. Кроме того, я люблю ходить
в кино, театр, встречаться с новыми людьми. Люблю классическую музыку.
Ещё люблю читать. Также Ольгу можно было увидеть в парижском тире и
бильярдном клубе. Общаясь с большим количеством людей, она так и не
встретила среди них мужчину, с которым могла бы создать семью. Ей не
нравились знакомства на французский лад: завязывание отношений только с
позиций личной выгоды, отсутствие ухаживаний, посещение ресторанов, где
каждый расплачивается сам за себя. Приехав в Россию после двухлетнего
отсутствия, Пантюшенкова отметила, что русские мужчины ей ближе по духу,
умеют быть по-настоящему галантными и доброжелательными. И своего
будущего мужа она в то время представляла россиянином, интересующимся нашей
культурой и традициями. "Московский комсомолец" в 1995 году писал, что
Пантюшенкова ещё до отъезда во Францию была замужем за
соотечественником, морским офицером, а в иностранной прессе её мужа назвали инженером-подводником. Но сама Ольга никогда не
рассказывала об этом. Достигнув 35-летнего возраста, она призналась, что всё ещё
находится в поиске человека, с которым могла бы связать свою жизнь,
родить от него детей. На собственном примере Ольга почувствовала, что
красавицам в обществе приходится совсем не так легко, как думают люди. - У красивых женщин свои проблемы. Я заметила, что мужчины боятся
красивых женщин. Боятся подойти. Они думают, что у неё уже кто-то
есть... несколько любовников. А на самом деле она может быть очень
одинокой... Иногда мне кажется, что я всегда одинока.
В прессе 90-х годов Ольгу Пантюшенкову иногда называли девушкой со странностями. Она и сама замечала за собой необъяснимые порывы: Свой первый гонорар я потратила на майку и халат из бутика на Сент-Оноре. За 35 000 франков. Я была рада, что могла, наконец, потратить деньги на свою прихоть. Я думала так: раз уж я работаю, трачу свое здоровье, время, жизнь, молодость, то почему не могу сделать себе подарок? Но когда я вышла из магазина с покупкой, я была в шоке. Я не понимала, зачем я потратила такие деньги. Моя близкая подруга тоже этого не поняла... А сейчас вот ещё я стала давать деньги в долг, чего никогда раньше не делала. Для меня это то же, что потратить 35 000 франков. Потому что я никогда не знаю, когда вернут долг и вернут ли. И вообще, когда я одалживаю, сразу прошу: не говорите мне, когда вы вернёте. Для модели Ольга была недостаточно светской, слишком большое значение придавала вопросам человеческой психологии, была подвержена перепадам настроения. Так считали и в агентстве Red Stars,
где утверждали, что её своеобразный характер оказался помехой в
продвижении её модельной карьеры к наивысшим вершинам данной профессии. С другой
стороны, для журналистов, интервьюировавших Пантюшенкову, были большим
сюрпризом её умные ответы на любой, даже самый простой вопрос. Артемий Троицкий, никогда не упускавший случая блеснуть интеллектом, встретил в её лице совершенно равную собеседницу.
Никто не ожидал этого от "простой модели" с 8 классами образования.
Речь Пантюшенковой украшают высказывания, заканчивающиеся каким-то
философским заключением. Многие из них могли бы войти в сборник цитат
знаменитостей.
"По-настоящему глупых людей мало. Просто многие боятся говорить, что думают, и делать то, что считают нужным."
"Никто не хочет быть королём и брать на себя ответственность. Зато все хотят быть придворными."
"Мода - это мгновение между "тик" и "так". Не надо пытаться догнать моду, её надо делать."
"Каждая фотография - это ещё один прожитый день, поэтому когда я просматриваю свой альбом, мне есть о чём вспомнить."
"Я
никогда не видела очень некрасивых женщин. Каждая женщина хороша
по-своему. Женщины, которые считают себя некрасивыми, просто
недостаточно хорошо себя знают."
"Мне кажется, когда в городе нет красивых женщин, он теряется. Красавицы придают ему шарм."
Наблюдение
Пантюшенковой о закулисье модного мира: - Все великие кутюрье немного
параноики - они чувствительны, ранимы, непредсказуемы. Помню, как была
поражена, когда в библиотеке у Карла Лагерфельда нашла томик стихов Анны
Ахматовой. Он, как выяснилось, читает не только её, но и других наших
писателей и поэтов и считает русскую культуру одной из самых интересных.
Что касается топ-моделей, у меня было немало разочарований. В этом мире
не принято дружить, "раскрываться" до конца. В детстве моим кумиром
была Линда Евангелиста. Когда же на одном из показов я познакомилась с
ней поближе, поняла, что она - редкостная злючка, которая не любит
никого, в том числе и себя.
А вот как Ольга прокомментировала
легковесное отношение к моделям в общественном мнении: - В обществе
существует определённый стереотип восприятия фотомоделей: девушек
красивых, но для интеллектуальной деятельности непригодных. Я думаю, он
создан мужчинами, пытающимися загнать красоту в определённые рамки и как
бы "обезопасить" себя. Кроме того, общение фотографов, стилистов,
манекенщиц во время съёмок и показов - очень поверхностное, не
предполагающее каких-то откровений. Фотомодель - это не просто картинка, а
человек со своим характером и философией, и чем ярче её личность, тем интереснее созданный образ. Конечно, многим манекенщицам объективно
не хватает образования, а причина заключается в том, что этот бизнес не
оставляет свободного времени.
P.S. По информации от друзей модели в соцсетях, Ольга умерла от рака 6 февраля 2019 года в родном Санкт-Петербурге, борьба с болезнью длилась много лет. Рядом с ней находилась только её мама, мужем и ребёнком она так и не обзавелась... В Россию вернулась уже давно, купила квартиру и вела тихую скромную жизнь, вдали от светских тусовок и камер телевидения.
самая адекватная статья, большое спасибо автору.Ольга необыкновенный человек, Личность.
ОтветитьУдалитьОльга Пантюшенкова была замужем дважды - в начале 1991 ии в 1997 гг. Ее вторым мужем был фотограф Антон Козлов-Майер. Правда брак продержался недолго.
ОтветитьУдалитьИнтересная информация. Значит, в "МК" правильно написали про 1-го мужа-моряка?
УдалитьВозможно это единственная статья где год рождения не наврал. Как жила после подиума... Это её личное. Главное была Другом... Именно так Другом с большой буквы. Развивалась, любила, жила...
ОтветитьУдалитьГде можно найти сюжет Первого канала с Ольгой за 2002 год?
ОтветитьУдалитьСпасибо, нашел этот сюжет у Вас на фейсбуке. Еще я читал про Ольгу, что она писала стихи и хотела их опубликовать. Вам известно что-нибудь об этом?
УдалитьВообще не известно, в её старых интервью об этом ни слова.
Удалитьhttp://russian-bazaar.com/ru/content/2542.htm Вот здесь в конце статьи об этом говорится
ОтветитьУдалитьДа, у меня в статье тоже есть строка, что она писала лирические стихи. Наверное я её позаимствовал из Интернета, так как в старых бумажных статьях и интервью ничего об этом не говорилось.
УдалитьВ статье, что я прислал выше, говорится о намерении именно опубликовать сборник. Хотя, похоже, что опубликован он так и не был - поиск в интернете ничего не дает и никому об этом ничего не известно. Разве что она печаталась не под своим именем.
ОтветитьУдалитьДа, я понял. Было бы любопытно прочитать, что из себя представляли Ольгины стихи. А так остаётся гадать, что планы были примерно в 2007-08 году, а потом нагрянул кризис и всё сорвалось. Публиковать книгу дело не дешёвое. Вряд ли вышла под псевдонимом, так как она хотела сопроводить своими же фотографиями.
ОтветитьУдалитьЛогичный вывод, возможно, так и было. Я Ольгой заинтересовался именно из-за упоминания о стихах. В любом случае, спасибо за ответ.
ОтветитьУдалить