пятница, 15 ноября 2019 г.

ВСЕ МОДЕЛИ из России и бывшего СССР в рейтинге ТОП-50 MODELS.COM / история

 Самый известный в мире сайт на тему моделей и моделинга models.com был запущен в конце 1997 года. Поначалу его создатель и главный редактор американец Стефан Московик / Stephan Moskovic намеревался сделать электронный журнал-путеводитель по ночной жизни Нью-Йорка, с его разнообразной музыкальной, тусовочной и тому подобной культурно-увеселительной программой. 
Уэйн Стерлинг в 2012 г.
И название не имело ничего общего с нынешним, что-то наподобие "NY Week " или "NY World". Но по совету его компаньона, молодого чернокожего выходца с Ямайки Уэйна Стерлинга / Wayne Sterling главным профилем сайта стал мир модной индустрии. Стерлинг особенно интересовался моделингом и стал постоянным автором статей и интервью на эту тему. А самое главное, он придумал тот самый рейтинг топ-50 активно работающих моделей, на который впоследствии начали обращать внимание все, кому эта сфера была не безразлична, от профессионалов до фанатов. Это были годы перехода рынка моды от равнения на элитарный мирок звёзд-супермоделей с огромными гонорарами к более широкому и функциональному спектру работающих в отрасли девушек. Где ценились прежде всего их рабочие качества, отношение к делу, дисциплинированность. И платили за конкретный труд. "Раскрученность" и "звёздность" отошли на вторые позиции. Конечно, там были свои лидеры, топ-модели, но уже никто из них не осмелился бы подобно Линде Эванджелисте диктовать свои условия или делать заявления наподобие её знаменитого "Я и с кровати не встану меньше, чем за 10 тысяч долларов." Ну а звёзд для рекламных кампаний можно было легко отыскать среди актрис или певиц. В изменившихся реалиях сложно было ждать появления новой Линды или Клаудии, что особенно обескураживало представителей СМИ, освещавших события моды. Пришедших им на смену "топ" мало кто знал, но тут весьма кстати начал бурно развиваться Интернет с его возможностями оперативной передачи и получения информации. "Модельную" информационную нишу успешно принялся заполнять models.com. Как можно было понять из предисловия, первые рейтинги составлялись Стерлингом в большей степени по наитию, нежели по выстроенной системе, где всё просчитано и суммировано. Во время осенних показов прогулка по суматошной стране чудес «Backstage» выявила странный феномен. Вместо обычного набора титулованных супермоделей на стойках для одежды появились новые экзотические имена, такие как Суннива, Джейд и Орели. Разговоры среди папарацци показали, что они были совершенно озадачены тем, кого фотографировать. Костюмеры должны были свериться с полароидными фото, чтобы иметь возможность отследить назначенных девушек. Съёмочные группы бродили как потерянные племена, пытаясь найти тёплое и известное суперлицо. (Где Кристи? Кто-нибудь видел Хелену? Стеллааа!) Поэтому для MODELS.com сейчас самое время предложить свои услуги и создать своего рода листок с подсказками и детализацией в лабиринте этих очаровательных новых лиц. Итак, мы заявляем, что это список из 50 НОВЫХ лиц, которые этот конкретный журнал считает наиболее захватывающими и яркими на сцене в эту минуту. Это не означает, что очень богатые и невероятно известные топ-модели, которых нет в списке, не менее блестящие или важные. Весь этот список означает, что мы не можем спокойно наблюдать, как красивые новые модели идут по подиуму, лишённые своей пятнадцатиминутной поп-культурной славы.

  Вначале на сайте выходил только один общий рейтинг, где изредка попадались и модели-мужчины, ну а первую позицию занимала бразильянка Жизель Бюндхен.
один из рейтингов за 2000-ый год
Которая вскоре перешла в разряд звёзд первой величины, сбавила трудовые обороты и выпала из списка. Для неё и других "супер" новой и прошлой эпох с 2006 года завели отдельный рейтинг "Icons", который больше походил на "зал славы", поскольку оставался подолгу в неизменном виде. Тогда как топ-50 уже с 2000 года стал более оперативным списком, обновлялся каждую неделю и был разделён на "женскую" и "мужскую" категории. Детали формирования этих рейтингов его составитель не раскрывал, но в общих чертах было понятно, что он опирается на реальную информацию и предоставляет посетителям пусть и не абсолютно верную, но достаточно объективную, близкую к действительности картину. На models.com аккумулировались все новости, относящиеся к международным рекламным кампаниям, журнальному рынку, крупнейшим мировым неделям моды. И задействованные в них модели вносились в компьютерную базу данных, что позволяло отслеживать все контракты, работу в качестве фотомоделей для ведущих журналов о моде и стиле, дефиле на показах самых престижных дизайнеров. Вот что говорилось в редакционном комментарии к рейтингу в 2006 году. Давайте посмотрим правде в глаза. Клиенты, особенно «голубые фишки», сейчас являются звёздами моды, и их вкус, выбор и заказы открывают и делают моделей сегодняшнего времени. Из ежедневных списков звонков фотографов, таких как Стивен Майзель, Марио Тестино, Мерт-н-Маркус, Крейг МакДин, Дэвид Симс, Инес & Финуд и Стивен Кляйн для таких клиентов, как американский, итальянский, французский и британский "Vogue", "W", "V", "Numero", "Bazaar", "Pop" и "AnOther" (журналы), можно выделить чёткое сообщение о том, кто является наиболее востребованными моделями на данный момент. Это также такие бренды, как Prada, Vuitton, Chanel, Dior, Calvin Klein, Estee Lauder, Lancome и Maybelline, среди прочих, которые предоставляют платформу, делающую звёзд-моделей. На всё более конкурентном рынке, наполненном сотнями «крутых эдиториальных девушек», кампании и контракты являются окончательным показателем того, насколько модель значима в данный момент. Следовательно, вот они - лица будущего, список 50 лучших работающих моделей MODELS.com.

  Со временем раздел рейтингов сайта всё больше расширялся, прежние списки делились на несколько новых, что в конце концов привело к перегруженности и сказалось на читательском интересе к ним не в лучшую сторону. Хотя для узкого круга людей из модной отрасли - скорее наоборот. Наиболее спорным моментом стало преобразование в 2014 году основных рейтингов "топ-50" (как мужского, так и женского) в чистый editorial-формат, где учитываются только съёмки для журналов, каталогов, рекламных фото- и видео-материалов. Моделей перечисляют в алфавитном порядке, им уже не присваивают конкретные места с первого по пятидесятый. То ли сознательно не хотят делить моделей на "уверенных лидеров" и "двухсезонок", то ли расписываются в несостоятельности определить их точные позиции в списке. Участие девушек и парней в качестве манекенщиков на неделях моды превратили в отдельный рейтинг "runway", однако там, в отличие от editorial, они идут по "спортивному" принципу, со всеми подсчётами количества дефиле, открывающих и финальных выходов.
Дарья Чернова на Неделе моды-2004 в Нью-Йорке 
 Как обычно, наибольший интерес для моего блога представляют все девушки-модели из России, и прочие с постсоветского пространства, фигурировавшие в данном рейтинге с первых лет существования сайта. И заканчивая упомянутым 2014 годом, что тоже объяснимо, учитывая описанные выше нововведения, а прежде всего исчезновение из рейтинга номерных позиций. Как видно из списка, не всем из них удалось успешно преодолеть стадию претенденток в топ-модели и прочно обосноваться в числе этих самых топовых международных девушек. Некоторые имена вообще ни о чём не скажут нынешнему читателю, даже плотно интересующемуся данной тематикой. Модельные карьеры развиваются по разным сценариям, и самое сложное очевидно - спокойно пережить внезапно свалившийся на голову молоденькой девушке успех, не "словить звезду", или наоборот, не "сломаться" от физического или душевного напряжения. В качестве примера можно вспомнить одну из представленных в списке моделей, Дарью Чернову, которая в 18 лет, отправившись в европейское агентство, моментально оказалась в круговороте западной модной карусели, получила множество приглашений на съёмки и дефиле. Появилась на страницах парижского, британского и американского "Vogue", снялась в рекламах Calvin Klein Jeans, Valentino Red. Работала, что называется, на износ. Так же внезапно она исчезла с радаров СМИ, приняв неожиданное решение вернуться в родной Новосибирск, чтобы доучиться в университете. Конечно, настоящая причина крылась не в тяге к знаниям, а в чём-то более прозаичном. Однако и этого короткого срока сибирячке Дарье хватило, чтобы добраться до 38 места на models.com, где учитывались модельные достижения за последние 12 месяцев. Остальных 26 отечественных участниц рейтинга увидите в отдельной публикации. Участницы рейтинга из остальных постсоветских государств представлены в третьей части.
 Помимо имён, списки демонстрируют довольно чёткую картину того, что за 15 означенных лет происходило с лучшими представительницами модельной профессии этих стран. И позволяет сделать любопытные обобщения. Кроме россиянок, отметиться в рейтинге смогли девушки только пяти стран из 14 (Белоруссии, Латвии, Литвы, Украины, Эстонии), и все из них (пожалуй, кроме украинки Алёны Османовой) - это модели с преобладающим европейским типажом внешности. В количественном отношении среди "не россиянок" имеется некоторое преимущество у девушек с Украины, хотя - если детализировать, то 3 из 9 украинских гражданок родом из Крыма.
Ирина Шейк в рейтинге "top sexiest" (ныне упразднённом)
В профессиональных характеристиках, таких как длительность карьеры и высота топового статуса, более остальных преуспели эстонки, прежде всего благодаря их супермодели начала нулевых годов - Кармен Касс. А если суммировать данный список с российским, то значительное преимущество моделей из России по всем позициям не вызывает никаких сомнений. Что, собственно, было хорошо известно даже без рейтингов, поскольку "русское нашествие" нулевых стало одним из замеченных прессой феноменов. Имена ярких открытий того периода - Натальи Водяновой, Ирины Шейк, Наташи Поли и по сей день мелькают в иностранных СМИ, не говоря уже об отечественных. Правда, И.Шейк в топ-50 так и не попала, чего-то ей постоянно не хватало для "полного пакета". Возможно, баллов, заработанных на дефиле. Сейчас, десять лет спустя, супермодельные позиции Ирины уже незыблемы, и никого не удивляет, что она находится сразу в трёх более престижных рейтингах models.com - "industry icons", "money girls" и "top sexiest". Там же, с добавлением рейтинга "new supers", можно встретить 5 других российских участниц "top 50" из нулевых годов: Наталью Водянову, Наташу Поли, Энн Вьялицыну, Сашу Пивоварову, Дарью Строкоус. И прибалток: Кармен Касс, Кармен Педару, Эдиту Вилкевичуте.
 "Перезагрузка" ТОП-50 MODELS.com наступила в середине 2014 года. Произошло разделение рейтинга на "издательский" и "подиумный" сегменты, первый стал приоритетным. Это решение казалось спорным, всё-таки активно работающих моделей сложно представить без их участия в показах моды на престижных международных Неделях. С другой стороны, выяснились интересные моменты. Русскоязычных девушек из стран бывшего СССР по-прежнему охотно приглашают на крупные "недельные" дефиле. Однако рекламных кампаний с подобными моделями заметно поубавилось.
Юния Пахомова в рейтингах "trending" / "contract girls"

Мировая тенденция на снижение представительства Восточной Европы среди эдиториальных (рекламных, журнальных, каталожных) моделей, которые только и учитываются в основном списке топ-50, наметилась ещё раньше. Теперь же она стала очевидным фактом. За пять последних лет там отметились 6 россиянок, и было четыре девушки из стран Прибалтики. Поимённо это: Саша Лусс, Настя Стен, Валери Кауфман, Лия Павлова, Одетт Павлова, Крис Грикайте + Софья Штейнберг в 2021/22 г. из России + Татьяна Чурбанова в 2023 г., Харлет Куусик, Александра Элизабет Лядов из Эстонии, Аугусте Абелюнайте из Литвы, плюс "камбэк" Гиедре Дукаускайте, Айвита Мюзе из Латвии (2023 г.), Матильда Гварлиани из Грузии (2024 г.) 
 Как видим, в последние 7-8 лет не появилось ни одной заслуживающей
попадания в рейтинг модели от Украины, Белоруссии. Высокий спрос на славянские лица закончился, и не в последнюю очередь, по причине значительного оттока российских денег из модной индустрии. От Европы теперь наиболее успешно "продаются" западные типажи, в первую очередь голландки. Кроме белокожих европеек и американок, высоко ценятся "цветные", "чёрные" и восточно-азиатские девушки, что также связано с общемировыми процессами диверсификации модного рынка. Ещё лет 10 назад южнокорейские модели считались большой экзотикой. А спустя время в рейтингах можно было насчитать сразу 5 или 6 однотипных кореянок, как одно из неожиданных проявлений масс-культного музыкального феномена "кей-поп". Позднее они все дружно куда-то испарились, наверное в ротации трендов уступили позиции чернокожим. Удивляет и другое: в России и соседних странах иностранные скауты и агенты с некоторых пор пытаются отыскать не красавиц с правильными чертами лица, а девушек с малоинтересной и странной для массовой публики наружностью. Таких, как, например, Юния Пахомова из Нижнего Новгорода, ставшая одной из постоянных моделей в рекламных кампаниях знаменитого бренда Gucci. В топ-50 models.com она не вошла, но долго держалась в их другом рейтинге "trending" (какой он по значению в их табели о рангах, сказать затруднительно). Или Софья Штейнберг с вечно насупленным взглядом, Таня Чурбанова с выраженным имиджем "нетрадиционной" девушки. На мой взгляд, рассчитывать на какие-то серьёзные мировые вершины таким девушкам всё же проблематично, и похоже, что в ближайшие годы ничего на этом направлении для моделей из России и других стран восточноевропейского региона существенно не изменится. Можно утешаться тем,
Симона Куст среди "high earners" 2022/23
что Пахомова стала фигурировать в "contract girls", поскольку по предположению сайта, её работа на "Гуччи" должна быть высокооплачиваемой. В действительности такие данные составляют коммерческую тайну. В последнее время Юния числится в подгруппе "high earners" ("высокооплачиваемых"), там же находится другая, не особо раскрученная в СМИ, россиянка Симона Куст. В пояснительном тексте это категория включает "высокооплачиваемых моделей из разных поколений, у них есть такие высококлассные клиенты, как Victoria’s Secret, H&M, Zara и многие другие. Они регулярно ангажируются в большом количестве лукбуков, кампаний клиентами, производящими товары люкс-, бьюти- или коммерческой отраслей." Каким образом можно стать "высокооплачиваемыми", минуя "претенденток на супермодели" из топ-50 последних 12 месяцев, сайт models.com не комментирует. Будем считать, что это пока ещё мало изученный феномен модельных карьер двадцатых годов.
____________________________________________
другие публикации по теме

Комментариев нет:

Отправить комментарий