среда, 23 августа 2023 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОД-1967 в Москве / история

 Первый международный фестиваль мод, организованный в советско-российской столице в 1967 году, стал настоящим "событием века" - и для простых модников в их хроническом информационном вакууме, и для профессионалов отрасли. Особенно для манекенщиц СССР, впервые ощутивших живой пульс западной моды - кто на закулисных приготовлениях, а некоторые и непосредственно в качестве приглашённых участниц зарубежных фэшн-шоу. Среди делегатов из 24 стран были искушённые в бизнесе деятели из Франции, Италии, Великобритании, но больше всего советскую публику удивили американские представления с лихо отплясывающими моделями на подиуме. Парадоксальным образом, увидеть в Москве их показ в стиле "молодёжное веселье", а на языке коммунистической пропаганды - "разнузданный шабаш", помогло 50-летие Октябрьской социалистической революции, с размахом отмечавшееся на протяжении всего года.
 
эмблема фестиваля
Юбилей советской власти представлял собой нескончаемую вереницу "дней" союзных республик, торжественных заседаний, всесоюзных кинофестивалей и смотров мастеров искусств. Для пиара советских достижений на заграницу, с коммерческим прицелом, была устроена серия международных промышленно-отраслевых выставок-ярмарок в павильонах парка культуры и отдыха "Сокольники". Самой заманчивой для горожан и гостей столицы оказалась выставка "Одежда-67", начавшаяся в полдень 22 августа и продолженная до 11 сентября в Лужниках под наименованием "I Международный фестиваль мод". Об этом мероприятии общественность оповестили заранее, в декабре 1966 г. стало известно, что фирмы Италии, США и Японии уже приняли приглашение от советской стороны. В дальнейшем список стран расширился до более чем двух десятков, а количество фирм исчислялось тысячей с половиной. Поступила заявка даже от Израиля, но потом была отменена по причине Шестидневной войны. Это не считая 15 союзных республик, где были свои республиканские и провинциальные Дома моделей с творческими, производственными коллективами, манекенщицами и установкой внедрять в разработки местный национальный стиль. По воспоминаниям сотрудников, новые модели одежды в тот год создавались в авральном режиме и стоили всем (особенно москвичам) какого-то бешеного напряжения сил. Помимо фольклорных элементов, советские модельеры в юбилейный год ухитрились привнести в своё творчество "красноармейскую романтику
красноармейский шик-67: Галя Миловская и Тамара Владимирцева
" гражданской войны, а идеи подсмотрели в кинофильмах и книжках. Вот такими были модные тенденции-1967 по версии АПН: Эстетическая комиссия признала, что художники Москвы и других городов нашли интересное решение революционной темы советского государства в одежде. Она была введена в связи с 50-летием нашей страны. В молодёжной одежде преобладают мотивы костюмов времён Гражданской войны. Богатством фантазии выделяются модели Всесоюзного института номенклатуры одежды лёгкой промышленности, например, ярко-красные и зелёные кафтаны силуэта солдатской шинели, созданные по мотивам фильма "Неуловимые мстители". Ансамбль, посвящённый легендарному герою Гражданской войны, называется "Чапаев". Его дополняет головной убор, напоминающий шапку-кубанку. Следующий ансамбль называется "Конармия" - пальто свободного покроя с двойной застёжкой и золотыми металлическими пуговицами. Они выполнены в строгих геометрических линиях и дополнены небольшими головными уборами, чем-то напоминающими шапки-"будённовки". Название "Гвардия" дано ярко-красному костюму. Эти ансамбли дополнены сапогами на удлинённой ступне, которые плотно охватывают ногу. При создании ансамбля "Комсомольский" использованы новые формы. 
 Официальным организатором "Одежды-67" стала Всесоюзная Торговая палата, оргкомитет возглавил министр лёгкой промышленности СССР Николай Тарасов, а его штаб разместился в гостинице "Юность" и бурлил до поздней ночи. Поначалу планировалось, что платные посещения для публики пройдут в Сокольниках и в Манеже, рассматривался даже вариант с концертным залом имени Чайковского. Но затем дефиле перенесли в недавно построенный Дворец спорта в Лужниках, способный вместить в 4 раза больше зрителей. Первая локация пользовалась неизменным успехом, там 
планы на предстоящий Фестиваль Мод-67
было на что посмотреть неизбалованному советскому потребителю, и что важно - вблизи. В Сокольниках 21 павильон предлагал обозреть столы и витрины с образцами современных материалов, фурнитуры, обуви, аксессуаров (например, "Яблонекс" - Чехословакия, "Сваровски" - Австрия). Посетители своими глазами увидели процесс изготовления жаккардовых тканей на японских станках, искусственного каракуля по сложной советской технологии, множество других технических агрегатов и приспособлений в действии. Желающим гладили брюки и куртки, а на время процедуры выдавали плащи. Некоторым особо везучим посетителям удавалось получить в подарок что-то из пошитого на их глазах ширпотреба. Любопытствующие могли задать представителям фирм любой интересующий вопрос через переводчиков или оставить мнение, пожелание в специальной анкете. Образцы одежды демонстрировались на длинных галереях из манекенов, доставленные из-за рубежа фигуры с непривычными для советского глаза выразительными лицами наподобие "Барби" сами по себе стали объектом внимания. Были также оригинальные подходы оформления в виде парижского бутика "Диор" в миниатюре, голландской лужайки из шерсти с фигурками овец, любопытных предметов старины и много чего другого затейливого, диковинного. Многие приезжали полюбоваться на изобилие иностранных новшеств и чудес повторно, от всего этого нашествия человеческих тел образовывалась сильная духота.
международная массовка нарядов и красавиц на церемонии открытия
Показы моды в Сокольниках проводились в экспресс-формате, вместо подиума была площадка с большим экраном, на который проецировались кинокадры или слайды с красотами той или иной страны, республики, в сопровождении инструментального ансамбля и певцов. Были также импровизированные мини-показы перед стайками советских граждан. Для многочисленных отечественных специалистов отрасли проводились семинары с лекциями, среди которых всем запомнилось пассионарное выступление молодого, но уже известного в мире Вячеслава Зайцева, и мастер-класс популярного модельера Луи Феро / Louis Feraud, который некоторое время работал в ВИАЛегпроме в качестве консультанта. Правда, свою коллекцию он в Москве не презентовал.
 Зато в Лужниках всё было просторно и масштабно, согласно замыслу совместить эстрадное ревю (для начала марш юных барабанщиц, следом немного оперы и "Лебединого озера", затем певицы, джаз-бэнд, дуэт братьев-чечёточников ...) с парадом моды и красоты, величаво выплывающим из "зазеркалья" дверей. В центре крытого стадиона на 10 тысяч зрителей (под завязку заполнялся на открытии, закрытии и на отдельных сеансах) находился бассейн с подкрашенной водой, откуда бил фонтан, а по периметру располагался огромный белый четырёхугольный подиум. Первое представление, совмещённое с торжественной церемонией открытия 21 августа, 
чехословацкие манекенщицы на прицеле у московских бабок
объединило моду из 14 стран. По слухам, постановщика шоу пригласили из Большого театра. Принарядившимся по случаю зрителям на трибунах с разным успехом удавалось всё это великолепие разглядеть. Больше всех повезло сидящим в ближних рядах партера, откуда можно было срисовать наряды в блокнот или снять происходящее на любительскую кинокамеру.
Светской хроники тогда не было в помине, но из вип-персон всё же был замечен, в частности, знаменитый комик Аркадий Райкин. В Сокольниках засветилась звёздная кинематографическая пара Сергей Бондарчук - Ирина Скобцева. Для режиссёров и манекенщиц непривычные габариты стали нелёгким испытанием: нужно было преодолеть расстояние 90 метров в энергичном темпе, при этом держать высокую профессиональную планку. Отечественные манекенщицы адаптировались вполне успешно и порхали по помосту не хуже ведущих иностранок. Что забавно, среди их коллег из стран социализма даже прошла молва, что советские девушки будто бы проходили обучение в Париже. Эржебет Хан / Erzsebet Hahn (Венгрия): Мы очень долго готовились перед показом, потому что никогда не выступали в таком большом зале, перед десятком тысяч зрителей. На такой огромной площадке, конечно, приходится двигаться совсем по-другому, чтобы тебя заметили издалека – как это сделать? Наши милые подруги-модели из Москвы, которые, кстати, учились в Париже, любезно нас к этому подготовили. На показе раздавали венгерский журнал мод "Ez a Divat" на русском языке, в котором была моя фотография со сложно завязанным платком на голове. После меня окружила кучка молодых советских девушек, которые спрашивали, как повязать платок на голову. Они не знали венгерского, я не знаю русского, но мне всё-таки удалось научить их, как правильно завязать. 
мини-бутик Диора в Сокольниках
Больше всех этот простор подходил для гостей из Северной Америки, где часто практиковались выходы под ритмичную музыку, а модели изображали радостную компанию, резвились в танце, иной раз даже играли в чехарду на глазах у публики. Московское шоу американцев открывала весёлая пляска моделей обоих полов в ковбойских рубашках, джинсах и шляпах под задорную песню с живой фолк-рок-группой, затем действо продолжили другие коллекции, тоже с какими-то новомодными танцевальными движениями. Вряд ли это кого-то шокировало в негативном смысле, кроме отдельных консервативных представителей власти или печати. Или совсем уж немолодых зрителей. 
Молодёжь и интеллигенция того времени была необычайно любознательной ко всему новому, нестандартному и наверняка осталась довольной, полной впечатлений. Другой сенсацией стал приезд в Москву модного Дома знаменитой Коко Шанель, который до той поры никогда не покидал пределы Парижа. Сама 84-летняя основательница заведения не приехала в Россию, видимо, по состоянию здоровья. В его коллекции не оказалось ни одной мини-юбки, что с удовлетворением отметили некоторые журналисты и искусствоведы старой закалки. Этот предмет одежды был тогда на пике популярности в мире и вызывал неоднозначную реакцию в СССР, провоцировал конфликт поколений. Кроме "Шанели", "Диора" в Советском Союзе из визитёров мало о ком слыхали, на афишах загадочно и даже где-то эротично смотрелись незнакомые имена
расписание показов в первые дни сентября
 и названия "Доктор Карл Пизец" (Австрия), "Суомен Трико" (Финляндия), "Ода Аньона", "Марилю" (Италия), "Международная ассоциация шерсти". Конечно, всем были интересны иностранные красавицы-манекенщицы. Каких-то громких имён той эпохи среди них не было, но все были высококлассными моделями либо из штата модных домов, либо отобранными на кастингах. В частности, публике понравилась немолодая крупнотелая австрийка, заслужившая на контрасте самые громкие аплодисменты зала на показах купальников. Большим успехом пользовались и 12 манекенщиков-мужчин из Великобритании, в связи с чем их 20 не менее ухоженным и вышколенным соотечественницам пришлось уйти в тень. Такое значительное присутствие англичан, приехавших в виде "сборной страны" от Британского Совета и включавшее также 120 человек прочего персонала объяснялось их намерениями экспортировать в СССР широкий ассортимент своих товаров. 14 моделей из Италии составляли вторую по численности "команду". Из других стран привезли собственных манекенщиков и манекенщиц в количестве от 3 до 10, либо вообще не привозили, а недобор компенсировали за счёт приглашения иностранок. Скажем, монгольский показ обслуживали модели из Австрии, Германии, Франции и Венгрии. Но главным образом, "нехватку кадров" заполняли девушками Советского Союза. В этой ситуации возник значительный спрос на наших 
Галина Мейлукова в руках американского стилиста
"демонстраторш" маленького размера. В отечественных "домах" они долгое время воспринимались, как "подростковые", тогда как основная линейка одежды делалась на более крупных и упитанных коллег. После появления в иностранных трендах хрупких "тростинок" и у нас начали экспериментировать с девушками 40-42 размера, и все вдруг заметили, что на них хорошо смотрятся и длинные платья, и спортивные костюмы. На МФМ-67 в Москве стало очевидно, что отечественные аналоги "Твигги" по совокупности телесных стандартов, внешности и профессиональных качеств универсальнее других: вписываются в молодёжную мини-моду и не теряются в традиционной. Тамара Владимирцева, Галина Миловская были нарасхват, также как и отдельные "худышки" из союзных республик. Приглашались и более высокие, габаритные девушки - скажем, Галина Мейлукова (174 см), при условии, что они влезут в американскую и прочую одежду. В итоге 10 американкам помогали 9 советских манекенщиц. Платили за их труд по средним западным расценкам, в долларах, но никто эти деньги, разумеется, не увидел, поскольку в СССР свободное хождение валюты было запрещено, да и в рублях нашим манекенщицам платили существенно меньшие фиксированные суммы, независимо от уровня показа или съёмки. Но никто не жаловался, всех отечественных девушек иностранные "фирмачи" одарили подарками, от супердефицитных нейлоновых колготок и нормальной туши для ресниц, до духов и - если повезло - дизайнерского наряда из коллекции.
фотомодель на Красной площади
Все разучили новые образцы походки, получили уроки макияжа, общались с коллегами по профессии, мастерами отрасли. Позировали для иностранной и отечественной прессы в Сокольниках, на ВДНХ, в ландшафтных зонах, на Красной площади. Больше всех фотографам из Италии, Франции, ГДР приглянулись худенькие Галина Миловская и Тамара Владимирцева, которые оказались в тренде "Twiggy" и замечательно, практически по-западному, двигались. Вообще советские девушки за эти три недели почувствовали себя на каком-то сказочном островке мировой моды посреди океана плановой экономики.
Иногда их открытия были крайне неожиданными. Леокадия Миронова (из интервью 2014 г.): За день до показа "Шанель" мы демонстрировали наши коллекции, гримёрка у нас была та же, где переодевались модели Шанель. Так вот, я просто по ошибке зашла к ним, но когда открыла дверь, онемела. В нашей стране ещё не было "капронок", а на их моделях они были надеты, причём на голое тело. Но это было не телосложение, а 100% анорексия. Личики дивные. Но фигура... Это ощущение "Освенцима". Спереди и сзади - стиральная доска, вместо груди - спущенные шарики, а ягодицы, как у больной коровы. У них руки были - просто две косточки, которые проглядывались через кожу. Я была тонкой, но не худой. Дизайнер мадам Карвен называла меня "Венерой Милосской". Хотя мне её модели были велики. Я сначала недоумевала: почему она так ко мне обращается? Но после того, как увидела манекенщиц Шанель, поняла. Ведь у меня по сравнению с ними было нормальное женское тело. Помню, когда Карвен набирала для своей коллекции моделей из Прибалтики, всё время им говорила: "Девочки, не кушать". А мне: "Лёка, идём обедать". И это не удивительно. В день у меня было по три показа, между ними репетиции и съёмки. Домой я приезжала только поесть, принять душ и переодеться. От усталости засыпала в метро и часто приезжала в депо.
 Иностранная пресса довольно активно освещала событие, авторами выступали как постоянные корреспонденты в Москве, так и специально приехавшие обозреватели. Первые уделяли внимание не столько моде, сколько советской специфике, проявлявшейся в самых разных моментах. Например, американские "Newsweek" и "Associated Press", явно задетые упоминанием агрессии их государства во Вьетнаме на
  
успех итальянской коллекции и девушек
церемонии открытия, в ответ злорадствовали то над сорванными из-за аварий с электричеством югославским и американским показами, то над безвкусно одетыми посетителями. Другие старались избегать штампов холодной войны и находили в наблюдениях что-то позитивное или забавное. Советская публика в их отчётах была одета вполне прилично. Центральная массовая пресса СССР, наоборот, пыталась подолгу рассуждать на тему современной моды, но поскольку знаниями мировых трендов обладал мало кто из журналистов, то ограничивались общими фразами и всякими занудными оборотами в духе комсомольской публицистики. Даже о платье "Россия" Татьяны Осмёркиной, получившем Гран-при, не смогли дать верную информацию, написав, что оно сшито из красного шёлка. На самом деле - из шерсти-букле, а шёлковой была накидка. Про манекенщиц если и вспоминали, то не по именам и личностям, а как о представительницах своеобразной профессии. Единственная из них, раскрученная через "Комсомольскую правду" Людмила Романовская, радовалась своему званию лучшей манекенщицы в лучшем платье очень недолго. По её воспоминаниям, её ревнивый муж дома закатил жуткий пьяный скандал, что вскоре привело супругов к разводу. Конкретику о фестивале писали только в изданиях Прибалтики, кое-что толковое высказывали в интеллигентских московских журналах по искусству, публиковавших рецензии. Авторы признавали, что представленная на показах советская мода хоть местами и любопытна как творческий эксперимент, но оторвана от массового производства и торговли, тогда как иностранные новинки в массе ориентированы на потребителя. 
ковбойские пляски на американском сеансе, справа Arlene Hawkins 
Да и в дизайнерских "штучных" творениях обозреватели заметили много "подозрительно" схожего с западными образцами, представленными на соседних сеансах как серийная продукция. - Увы! - в нашей коллекции преобладали вещи, которые совершенно справедливо были названы когда-то "ослепительной показухой". У нас не было своего стиля, своей моды, своего лица. Если убрать из нашей коллекции вещи явно национального характера, то она ничем не будет отличаться от многих средних коллекций других стран с той только разницей, что это не массовая конфекция, а выставочные экземпляры. Давайте оглянемся на вещи, которые мы показали. Был там "дикий запад"? Да, и куда больше, чем в коллекции США. Были ковбойские шляпы, были брюки на бедрах и строченые сапожки. Были там женские военизированные костюмы с погончиками, брюками, шапками-каскетками? Да, не хуже, чем в коллекции ФРГ. Были там коротенькие меховые шубки с роскошными длинными ботинками на шнуровке? Были там вырезные сарафаны из дорогих драпов? Были. Все было, "лошади, кареты…" Концертная часть могла бы быть продуманнее, всем набил оскомину хит "Скоро осень, за окнами август",
в пятидесятый раз пропетый какой-то малоизвестной вокалисткой. Подверглось критике даже участие любимой певицы членов Политбюро Людмилы Зыкиной, которую непонятно кто, непонятно зачем позвал выступать на торжественном открытии, и это был провал. Автор назвал это "эксцессом" и довольно смело намекал, что народная артистка там диссонировала несоответствующим репертуаром и отсутствием персонального стиля. Самая резкая оценка, вполне ожидаемо, досталась американскому показу, по мнению одной дамы-искусствоведа - "Во всей этой суетливой пестроте выступали такие черты американского характера, как волевая напористость и динамичность, непосредственность вплоть до беспардонности, почти детская жажда неожиданностей и сенсаций." А самые восторженные отзывы получил югославский модельер Александар Йоксимович ("Центротекстил"), собравший в итоге наибольшее количество наград, как автор четырёх самобытных коллекций. Его от-кутюрная "Симонида", фасоны с колоколообразными рукавами и подолами платьев, навеянные эстетикой средневековой Византии, орнаментами сербских храмов, стали затем сенсацией года и в европейской моде. Дизайнер на тот момент сотрудничал с конкурсом "Мисс Югославия", в его платьях Никица Маринович заняла второе место на "Мисс Мира-1966". Всего полгода спустя, в июле-67, хорватская красавица приезжала в Москву как манекенщица Йоксимовича, серия его показов с успехом проходила на стадионе "Крылья Советов". Была ли она и на фестивале в сентябре,  
югославский "от кутюр" Йоксимовича
 установить затруднительно. Ни о каких репортажах, интервью с титулованной "мисс" в СССР тогда не могло быть и речи. Как с иностранной моделью - аналогично, эти амплуа в хрущёвскую и брежневскую эпоху совершенно не котировались. В изолированном как от западного, так и от советского блока маоистском Китае, где не было никакой моды, кроме унылой униформы на все случаи, агентство "Синьхуа" сообщило о московском смотре в жанре местной политической чернухи: Ревизионистская клика у власти в Советском Союзе позволила провести в Москве так называемый "международный фестиваль моды". Советская пресса непрерывно распространяла фотографии и сплетни об этом событии. Костюмы, мини-юбки, вечерние платья и другая выставленная одежда излучали декадентский дух буржуазии. Но и это ещё не всё, ведь это мероприятие проходило во Дворце спорта имени Ленина. И там под звуки пошлой музыки американские, британские, французские и советско-русские манекены показывали странные костюмы. Эти постыдные манифестации свидетельствуют о том, что вожди СССР через умы молодёжи отравляют свою страну джазом, рок-н-роллом, американскими фильмами и вонючей буржуазной литературой, чтобы подготовить её к реставрации капитализма.
 Как фестиваль освещался по Центральному московскому телевидению, узнать не представляется возможным, ясно только, что никаких трансляций с открытия-закрытия не велось, а небольшие репортажи могли пройти только в общем потоке кинохроники. 
Мила Романовская - главная русская краса фестиваля \ ляп в газете
Что показало суть отношения властей к мероприятию, как к сугубо коммерческой акции с элементами западного шоу-бизнеса, на которое гражданам позволили поглазеть только за свои кровные полтора рубля. Либо через полгода увидеть фрагментарно в кинотеатрах, в виде документальных фильмов. Сумбурно смонтированные, обезличенные ленты "Моды встречаются в Москве" (длительность 50 минут, ни одного интервью или имени модельера, модели!) и "Праздник моды" (19 минут), судя по всему, пользовались некоторым успехом в провинциальном кинопрокате. 
 Международный фестиваль моды собирались проводить и дальше, второй выпуск намечался через три года, но что-то этому помешало. То ли его "сомнительная" идеология, то ли срыв грандиозных планов компартии и правительства по продвижению советской одежды на мировые рынки, аж за пределы стран СЭВ. Советская сторона по итогам выставки смогла похвастаться лишь заключением сделки по продаже узбекского хлопка в Бельгию на 350 тысяч рублей. Да и тот в мире считался третьесортным. Основную выгоду от затеи получили иностранные партнёры. Например, британские фирмы, вложившие в участие 30 тысяч фунтов стерлингов, заключили экспортных контрактов на 5 миллионов фунтов. Правда, это произошло не на самом форуме, а некоторое время спустя в Англии, после утрясок бюджета и ассортимента. Но это отнюдь не означало, что рядовые советские граждане наконец-то смогут одеться в качественную британскую конфекцию по доступным ценам. В свободную продажу такой ассортимент никогда не поступал, а расходился лишь по спецраспределителям для снабжения партхоз-номенклатуры и их семей или для заполнения прилавков магазинов "Beriozka". Простой народ без связей временами мог, выстояв в очереди универмага, купить за половину месячной зарплаты что-то простенькое из туфель, жакетов, произведённых в капиталистических странах, притом что без бешеных государственных накруток это стоило бы раз в 5 дешевле. И что этот народ пожелал для себя в анкетах отзывов и предложений в Сокольниках, было не более чем разновидностью писем к Деду Морозу. В любом случае, фестиваль с выставкой стали исключительно красивым событием для всех, кто там побывал. А непосредственных участников из СССР не покидало
примадонны Дома "Шанель"
сюрреалистическое ощущение маленькой буржуйской революции в разгар коммунистического революционного праздника. Включая такие атрибуты "дольче виты", как ночные бары и алкогольные фуршеты.
Ирэн Андреева, главный искусствовед ОДМО и искусствовед ВИАЛегпрома (из книги 2009 г.): Имевшая отсталую лёгкую промышленность, наша страна рассматривалась зарубежными партнерами только в качестве бездонного рынка. Здесь нечего было покупать, кроме сырья - мехов, льняного волокна, хлопка. Но Стране Советов хотелось всё больше и больше продавать. Для этого и была организована выставка "Одежда-67". Наша страна, чтобы завлечь потенциальных покупателей (так грезилось начальству), стянула в Москву всё лучшее из всех пятнадцати республик. Как всегда, это была откровенная показуха, ничего общего не имевшая ни с производством, ни с торговлей, да и с самой модой тоже часто имевшая едва уловимое сходство. Тем не менее фестиваль был грандиозным. Профессионалам советской моды он предоставил редчайшую возможность увидеть всё лучшее, что было в мире, на подмостках Дворца спорта в Лужниках. Где и когда бы нам это удалось? Теперь неограниченно выпускаются DVD с модными показами всех мировых брендов. А в те времена? Даже иностранцы были потрясены размахом придуманного и реализованного в Москве мероприятия.
Лидия Авдеева, главный художник Киевского Республиканского Дома моделей (укр. газета "Факты" 2007 г.): В 1967 году в Москве проводился первый международный фестиваль моды! Участвовали 24 страны - Австрия, Англия, Бельгия, Голландия, Франция, Италия, США… Это был настоящий карнавал: разноцветные блики, вертящиеся зеркала, танцевальные движения манекенщиц… Англичане демонстрировали вельветовые пальто и дождевики из лакированной ткани, американцы - молодёжные костюмы в ковбойском стиле, шведы - спортивную одежду… Кульминацией стал выход Дома "Шанель". Я смотрела их показ 12 раз! Манекенщицы, казалось, не касались земли! Возраст от 30 до 40 лет. Они демонстрировали знаменитые шанелевские деловые костюмы и вечерние туалеты. Все были в шанелевских бежевых "лодочках" с чёрным носком. В то время, когда девушки словно парили над подиумом, звучал французский аккордеон. На большом киноэкране, служившем фоном, показывали виды Парижа, коллекция потрясала. На её фоне всё бледнело, абсолютно всё! Я могла бы смотреть эти показы "Шанель" ещё и ещё. И знаете, в чём заключался секрет? В выражении лиц французских манекенщиц. Они смотрели так, словно вышли именно "для тебя" и только "для тебя". Особый французский шарм. Одной из лучших коллекций по мотивам древнерусского деревянного зодчества была коллекция, выполненная Славой Зайцевым. Его манекенщицы все были звёздами, хотя звездой никто себя не считал
 Такое грандиозное событие впечатлило не только деятелей моды в СССР, отразилось и на других массовых сферах культуры. Сюжеты с дефилирующими "под заграницу", или попроще, отечественными манекенщицами раз за разом включались в сценарии кино- и телефильмов ("Мини-бикини-69", "Вчера, сегодня и всегда", "На дальней точке"...). Но продолжалось это недолго, поскольку советское общество оставалось изолированным от международной индустрии моды, и прогрессирующий в стране так называемый "брежневский застой" 1970-х годов загнал всех в ещё более ограниченные рамки.
(Публикация о фестивале-1967 позднее будет дополнена подборками статей из советской и зарубежной прессы, фотографиями, в виде отдельных постов)
_______________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий