суббота, 7 сентября 2024 г.

Международный фестиваль мод-67 в Москве / советская пресса

программы дня с расписанием "сеансов"
 Это вторая статья блога об удивительном событии - Международном фестивале мод в Москве 1967 года, не имевшем ничего общего с серой советской действительностью и оттого ещё более притягательном для московской публики. Калейдоскоп впечатлений, феерия эмоций сопровождали каждого посетителя. У кого-то даже случался культурный шок. Пресса СССР была куда более сдержанной в оценках и вообще находилась в идеологическом тупике. Использование обязательных установок "сверху" - критиковать всё западное и гордиться всем отечественным, особенно на фоне празднования 50-летия СССР, применительно к теме массовой одежды, моды, было для журналистов крайне сложным занятием. Советская "мода для народа", швейная и текстильная отрасли проигрывали Западу по всем позициям с треском. Да и в сравнении с социалистическими странами расклад был тоже не в пользу СССР. Может, за исключением Прибалтики, где обшивали и одевали население приличнее всех из 15 республик-сестёр. Островком относительного благополучия казался и закавказский город Тбилиси, но там в основном за счёт оборота "серых" денег и "чёрного" рынка. Поэтому официозные газеты типа "Правды" вообще проигнорировали фестиваль, а другие ограничились короткими общими текстами. Реальную заинтересованность можно было заметить лишь в прибалтийских изданиях и в ряде центральных журналов с молодёжной или художественной тематикой. Но и там представили обезличенную картину: в обзорах, под фотографиями с показов называли только страну, а не имя модельера или фирму. Воспроизводить статьи целиком нет смысла, ограничусь сокращёнными версиями, фрагментами о манекенщицах, хотя и там найти что-то увлекательное, информативное довольно сложно. 

журнал "Декоративное искусство СССР" №2-1968 "Карнавал мод", "После карнавала"

 Эффекты цветного освещения, сверкание вертящихся зеркал, бассейн с фонтаном посреди помоста, танцевальные па манекенщиц, концертные номера и киновставки… Международный фестиваль мод в Москве был задуман как яркое, театрализованное зрелище. Иногда такой показ диктовался характером самих моделей, интерпретировавших народные и исторические костюмы, произведения мирового искусства. Одна из югославских коллекций шла почти как балет, под электронную музыку, в лучах цветных прожекторов, и называлась "Краски, музыка, мода". В других случаях приёмы зрелища преследовали, видимо, единственную цель - развлечь публику, отвлекая внимание от скромных деловых моделей, и тогда световые эффекты мешали рассмотреть цвет и форму костюма, а поведение манекенщиц вызывало чувство неловкости. Фестиваль имел преимущество перед более чётко организованной выставкой в Сокольниках. Он показал главное: одежду на человеке и человека в одежде. Фестиваль дал более суммарное, чем выставка, но и более острое ощущение костюма. Если на материале выставки можно анализировать современную швейную промышленность, то фестиваль продемонстрировал прежде всего искусство моделирования, показал место художника в формировании моды, отразил понимание им своих задач, своего отношения к человеку. Модели, показанные во Дворце спорта, можно разделить на две основные группы: одежда массового производства (конфекция) и уникальные изделия домов моделей (так называемая высокая мода). При той пестроте коллекций и различии задач, которые ставили перед собой участники показа, принцип зрелища был единственно возможным (если бы не низкий уровень режиссуры, плохая игра манекенщиц, невысокие литературные достоинства стихов и некоторых комментариев). Конфекция не создаёт моды, но утверждает её и подчиняется ей. Среди множества изящных и оригинальных изделий фирм Англии, Франции, Италии, Швеции, ГДР не было вещей, выходящих за пределы современного модного направления. Можно заметить, как художники различных стран, создавая одежду массового производства в соответствии со стандартами современной моды, передают представления о красоте, свойственные данному народу. Особенности национального идеала красоты проявляются как в женственной мягкости, некоторой небрежности и колористической изысканности французских моделей, так и в "дисциплинированности" английского костюма или немногословной выразительности шведов. Хорошим вкусом, отсутствием посторонних эффектов отличался сам стиль показа английской коллекции - одновременно на помосте было по четыре модели, принадлежавших одной и той же фирме и близких друг другу по назначению, используемому материалу, цвету, иногда по силуэту и крою. Великолепная режиссура, точно найденный ритм движений манекенщиков, лёгкая, почти импровизационная манера "игры" на подмостках - всё это наряду с высоким уровнем и красотой костюмов сделало показ английской коллекции одним из самых ярких и впечатляющих на фестивале. Очень яркой в этом отношении была коллекция США, выделявшаяся дерзко-эксцентричными моделями и шумливой, иногда вульгарной манерой их демонстрации. Молодёжный джаз аккомпанировал целой толпе манекенщиц, очень различных по возрасту и типу внешности, но одинаково жизнерадостных и динамичных. Зрителей ошеломляла серия трюков, сопровождаемых кратким рекламным текстом, - то на помост с визгом выбегала группа молодежи, одетой в стилизованные ковбойские костюмы, то появлялась вереница задрапированных с ног до головы девушек в "пляжных" и "домашних" туалетах, их сменял целый хоровод малышей, потом в центр выходила манекенщица в "вечернем" наряде - голубые шорты с такой же блузой и белые чулки, расшитые сверкающими бусами. Как и многие участники фестиваля, американцы демонстрировали модели сериями, но, пользуясь каким-либо формальным признаком, объединяли в одновременном показе вещи скорее контрастные, чем сходные: манекенщицы в непромокаемом плаще, зимнем пальто, бальном платье двигались на помосте рядом. Длинные, широкие, в несколько прозрачных слоёв "костюмы для пляжа", ослепительно сверкающие металлическими чешуйками вечерние платья, по крою напоминающие просторные, ниспадающие с плеч мешки, сапоги "бесконечной" длины - модели нарочито эксцентричны, и, если это искусство, то ближе всего оно к цирку.
 Международный фестиваль мод не только раскрыл перед нами широкую картину творчества модельеров многих стран, но позволил взглянуть и на себя самих со стороны и более объективно. Безусловно, для художников-модельеров и других работников швейной промышленности фестиваль был интересным праздником и хорошей школой. Мы имели возможность видеть модные коллекции 24-х стран. Среди сотен экспонатов были, конечно, такие, которые мы могли отрицать как несоответствующие нашему образу жизни, но было много поистине замечательных образцов одежды, тканей, трикотажа, обуви, галантереи. Но, главное, стало очевидным, что многие страны Австрия, ГДР, Польша, Чехословакия, Швеция и особенно Англия - наряду с острыми, ультрамодными, а подчас и экстравагантными вещами показывают достаточное количество образцов массовой, промышленной конфекции высокого уровня. Самый большой интерес как у зрителей, так и у специалистов вызвала работа старейшей французской фирмы "Шанель". По-моему, для советских модельеров её опыт особенно поучителен. Около 70 моделей было показано шестью девушками. То, что они были одного роста, одинаковой комплекции и примерно одного типажа, давало им возможность надевать любую вещь из коллекции. Их движения были грациозны, пластичны, естественны и полны достоинства. У всех девушек в течение всего показа были одинаковые чулки (бежевые, матовые, незаметные), одинаковые туфли (цвета чулок, с лакированными мысочками для дневных вещей и с золотыми и серебряными - для вечерних), одинаковые серьги (розетки из жемчужин), одинаковые шляпы для костюмов (чёрные канотье, которые разнообразились цветком, бантом или вуалеткой). Многие вещи выполнены по одной хорошо отработанной основе. Они хорошо сидели и были удобны в движении, несмотря на свой небольшой объём и довольно узкие рукава. Почти все вещи были отделаны металлическими пуговицами, все дневные платья одной длины, колени прикрыты.
 Что же на фестивале показали мы, советские модельеры? Пора сказать вслух, что "король голый" и постараться скорее и соответственно его положению, месту и финансовым возможностям одеть. Мы из кожи вон лезли, чтобы у нас всё было, "как в лучших домах", уникальные шляпы, сапоги, пояса. И теперь несчастные девчонки, замиравшие от восхищения перед этим зрелищем, будут дома, как "Людоедка-Эллочка", красить акварелью кролика под рысь. Мы можем до хрипоты пропагандировать моду на цвет: "в этом сезоне модны все оттенки мёда, цвета осеннего леса, цикламенов, изумруда, бирюзы", но пока этих оттенков нет на прилавке, это просто красивая мина при плохой игре. Вот и напрашивается вывод, что нам куда как естественнее было бы показать более народную, более сдержанную моду, отвечающую нашим задачам, образу жизни, идеологии, наконец! Прилагать усилия на улучшение массовой конфекции, а не увлекаться проектами, которые не будут освоены промышленностью. Тем более что и не все проекты этого заслуживают. Делать хорошие массовые модели труднее, чем выставочные, но это задача номер один, и следует осознать её важность. Вправе ли художник-модельер черпать свои образы и приёмы в историческом прошлом? Конечно, да! Только как применять почерпнутое? Нужны ли женщинам "шапки, похожие на легендарные будёновки, скафандры космонавтов, шлемы, шинели, гимнастёрки, сумки-планшеты"?… Нужны ли им каракулевые бурки с застёжками из хвостов белой норки? Я сомневаюсь. Поймите меня правильно. Я не против поисков и фантазии художников. Каждый автор вправе предложить новое и неожиданное, но оно не должно быть совершенно оторванным от реальной почвы.

______________________
газ. "Советская Культура" 14. 09.1967 
"Уроки хорошего вкуса"

 О двухнедельном празднике красивой одежды в Лужниках и о выставке "Одежда" в Сокольниках наша печать писала довольно подробно. Статистические данные, характеризующие эти два мероприятия, поистине выражаются в астрономических цифрах. Ну взять хотя бы для цифры: швейцарская фирма "Гиспор Коттон" (одна из многих приехавших в Москву иностранных фирм) закупила у нас тысячу тонн хлопка-сырца, а Болгария поставит нам 18 миллионов швейных изделий. Практические итоги этой интереснейшей международной встречи впереди, но не об этом думалось в момент, когда по подиуму огромного зала Дворца спорта проходят красивые советские девушки, демонстрирующие красивую, элегантную, полную неистощимой выдумки советскую одежду. Но о себе как-то не принято "тепло" говорить. Поэтому предоставим слово нашим гостям.
 Жан А. Грэн, генеральный инспектор фирмы "Кристиан Диор" (кстати, в Сокольниках павильон этой известнейшей фирмы, французской законодательницы мод, привлек особое внимание посетителей): "Хочу отметить, что советские люди хорошо разбираются в мировой моде. У них хороший вкус".
 Хосе Веласко, представитель известной испанской фирмы готовой одежды: "Какое счастье, что нам удалось побывать в Москве, на фестивале моды, Неизгладимые впечатления!",
 Рендл Томас Питер, заместитель директора британского комитета по экспорту одежды: "Этот фестиваль - один из самых крупных смотров одежды мира Я убеждён, что такие фестивали очень полезны, и их надо проводить регулярно, Модельеры Англии сердечно поздравляют советских коллег с победами, одержанными на фестивале".
Таких отзывов - письменных, устных - очень много. Но ещё больше писем, они идут буквально из всех стран мира, некоторые c искренней радостью поздравляют Советский Союз с тем, что в свой юбилейный год он сделал такой интересный и необычный подарок своим гражданам, другие - злопыхательские (их, надо отметить, очень намного), Но особенно большое число писем говорит об одном: большое и взаимное это дело - воспитание хорошего вкуса у самых широких масс.
 На всём протяжении фестиваля были свои взлёты, свои кульминационные моменты, свои "рабочие будни". Кульминационные моменты обычно сопровождались демонстрацией образцов так называемой "высокой моды", то есть образцов, созданных модельерами внутри кабинетов и призванных, по их убеждению определить тенденции будущего развития моды, Как правило, вся "высокая мода" была отмечена очень эксцентричным покроем, парадоксальными сочетаниями цветов, "космической" отделкой и ультракороткими юбками.
 Югославия и Венгрия, Австрия и Италия, Испания и ГДР...  двадцать четыре страны, более десятка тысяч образцов! В каждой коллекции что-то своё, новое, необычное, Но для нас самое важное не только в этом. Полноправными конкурентами старейших "европейских домов" законодателей мод - выступили советские республиканские дома моделей, "Коллекция "Кавказ", объявляет диктор, и зал разражается аплодисментами, И, действительно, чёрное платье, сделанное по мотивам горской черкески, отличается исключительным изяществом "Коллекция Октябрь", "Коллекция ХХ век" - это лишь несколько из представленных Советским Союзом коллекций, завоевавших симпатии и публики, и гостей, членов жюри.
 И тем не менее Франция есть Франция. И "Шанель" есть "Шанель", вот почему в последние дни фестиваля, когда фирма "Шанель" проводила сводный показ моделей, привлекли наибольшее число зрителей. Организациям и фирмам участникам фестиваля вручены многочисленные дипломы Всесоюзной торговой палаты, переданы специальные призы центральных и московских газет и журналов (приз "Комсомольской правды за строгость вкуса и подлинную элегантность получила фирма "Шанель"), но интерес к нему ещё живёт.
-----
"Говорит Шанель"

 Когда эта молоденькая провинциалка с широко открытыми громадными глазами появлялась на светских раутах, все головы поворачивались в её сторону. меркли изысканные туалеты парижанок рядом со скромным костюмом, а записные модницы выглядели безнадёжно устаревшими. Сама естественность и непринужденная элегантность, казалось, входила в зал. Эти черты и стали впоследствии определяющими в понятии - стиль "Шанель".
 О мадемуазель Шанель скоро заговорил весь мир как о художнике, впервые соединившем с искусством одеваться такие понятия, как музыкальность, поэтичность, живописность. Шляпы, ювелирные украшения, рецепты духов ("Шанель №5" !) она тоже придумывала сама. И многократно повторенные, они расходились по свету, принося своей создательнице всё большую известность. Знаменитый французский дом уже полвека лидирует в западном мире, определяя стиль и направление моды. На Международном фестивале мод в Москве была показана большая коллекция одежды, созданной талантливыми французскими модельерами под руководством основательницы дома мадемуазель Габриэль Шанель, После окончания фестиваля, в заключительные дни которого манекенщицы "Шанель" выступали на подмостках Дворца спорта вместе со своими советскими коллегами, наш корреспондент встретился с генеральным директором фирмы Пьером Треншаном, представлявшем мадемуазель Шанель на этом грандиозном смотре мод. П. Треншан любезно ответить на вопросы «Советской культуры".
- Насколько мы слышали, дом «Шанель» впервые показал свою коллекцию ва границей?
- Совершенно верно. За всю долгую историю фирмы наши модели н разу не покидали не только территорию Франции, но даже и сам Париж
- Отличается чем-либо показ мод вашими манекенщицами в Москве от того, который происходит в Париже?
- Ни на капельку, Мы демонстрировали по Дворце спорта то же самое, что в Рю Камбои в нашем зале
- Как объясняется ваше решение приехать в Москву? Ведь оно не соответствует традициям фирмы.
- Не соответствует, гораздо удобнее принимать иностранцев в Париже, чем везти весь наш цирк за границу.
- И все же "Шанель" выступила в Лужниках?
- Да. Когда мы получили приглашение из Москвы, мадемуазель Шанель, не колеблясь, приняла его.
- История моды, кажется, не знает смотров, подобных Московскому?
- Я не слышал о чём подобном. То, что сделали вы, достойно восхищения.
- Следует ли, по вашему мнению, проводить такие фестивали впредь?
- Безусловно, Но не чаще, чем через три-четыре года. Мода не эволюционирует слишком быстро.
- Вы впервые в Москве?
- Да.
- И ваши впечатления?
- Очень хорошие, мы были более чем любезно и сердечно приняты, И мы рады, что наши коллекции понравились москвичам.
- Показанную вами коллекцию некоторые считают консервативной. При этом ссылаются в первую очередь на то, что "Шанель" сохранила прежнюю длину женских юбок.
- Мадемуазель Шанель, которая лично создает все модели, считает, что из ста женщин девяносто обладают некрасивыми коленями, которые следует прятать, а не обнажать. В этом весь секрет "консерватизма".
- Будете ли вы противостоять мини-юбкам?
- Вне сомнения, Уже многие годы мы не меняем длину юбок.
- Считаете ли вы, что мини-мода имеет успех?
- Только среди девочек-недоростков и старух, желающих омолодиться любым путем.
- Можно ли полагать, что это чисто временное явление?
- Думаю, что так.
- Москвичам чрезвычайно понравились ваши манекенщицы,
- Наши манекенщицы на показах ходят так, как ходят дома. Это и есть стиль "Шанель". Никакой вертлявости, подпрыгиваний, только естественность и элегантность.
- Москвичам понравились и ваши коллекции - строгие и элегантные.
- Мы чрезвычайно рады, если это так, Общение людей в любой сфере только помогает людям.
__________________________
газ. "Cīņa" / "Чиня" (Рига, Латвия ) "Mēs un mūsu apģērbs" / "Мы и наша одежда"

 Наверное, так же сложно найти человека, которому всё равно, во что он одет, как иголку в стоге сена. Этому интересу поддавались все возрасты, начиная с детского сада, как мужчины, так и женщины. Поэтому понятно, почему широкий поток людей, начиная от станции метро "Сокольники", течёт и течёт туда, где развеваются флаги многих стран и зовут крупные надписи. Двадцать две страны, несколько сотен различных компаний и организаций демонстрируют свои достижения в многочисленных павильонах выставки. Поэтому каждая земля принесла сюда свой национальный колорит. Каждая страна, каждая компания, понятное дело, показывает на выставке всё самое лучшее, глаза разбегаются от серёжек из Австрии - продукции Д. Сваровски, крупнейших мировых компаний, производящих такую продукцию. Голландцы гордятся своими яркими купальниками, норвежская компания демонстрирует женские летние платья, которые можно стирать до четырех раз, но потом они становятся непригодными, потому что сделаны из бумаги. Федерация бельгийских производителей обуви показывает не только самую современную обувь, но и сапоги и женские туфли, которые носили в 19 веке. Немного особняком расположила свою экспозицию компания "Christian Dior", как бы подчёркивая, что это имя уже настолько известно в мире, что в такой же рекламе оно не нуждается. Правда, женское нижнее бельё, обувь, перчатки и мужские галстуки, производимые компанией, которые выставлены довольно скромно, всё равно заставляют посетителей дольше останавливаться и осматриваться. Выставка – это не только шоу, где демонстрируются лучшие, здесь также происходят коммерческие сделки, и, как видите, это ещё и школа для молодёжи. Все павильоны интересные, но, без сомнения, тот, который интересует нас больше всего - родной, советский. Наша экспозиция самая большая – 2500 экспонатов от более чем 300 компаний и организаций. За 50 лет Россия стала страной, которая экспортирует широкий ассортимент товаров в 40 стран мира, а швейную продукцию – в 20 стран. У станка, с помощью которого производится искусственный каракуль, всегда много людей, всем интересно узнать, как можно использовать ультразвуковой аппарат в шитье. Ни одного посетителя не оставят равнодушным льняные изделия, вологодские и рязанские узоры и вышивки, всемирно известные русские меха! Чтобы одеваться стильно и модно, каждый в основном думает только о себе и своей семье. И даже тогда придётся поломать голову! Но сколько мудрости и размышлений нужно тем, кто обязан одеть 230 миллионов советских людей по требованиям современной моды! Это совсем не просто.
 ФЕСТИВАЛЬ. Звенит третий звонок. Свет гаснет, и мы, несколько тысяч зрителей, пришедших во Дворец спорта в Лужниках, входим в мир изящества, элегантности и хорошего вкуса. Вот что даёт фестиваль моды. - "Международная выставка одежды и первый Московский международный фестиваль моды, - говорит директор фестиваля А. Ковалёв, - по своему размаху, набору моделей и количеству участников несравнимо превосходит все предыдущие." На выставке демонстрируют свои работы модельеры из Российской Федерации, Румынии, Франции, Венгрии, Финляндии, Австрии и Японии. Ежедневно проводится три показа, и их участники меняются. В Москве работает более сотни лучших манекенщиц мира, которые демонстрируют около двенадцати тысяч моделей платьев на все времена года. Вокруг бассейна в холле Дворца спорта создана широкая площадка. Два моста через бассейн. Вода и свет – главные элементы декора. Но вот открывается зеркальная дверь и выходят манекенщицы...Самые громкие аплодисменты предназначались единственной дородной австрийской манекенщице. Наверное, потому, что показанные ею размеры костюмов - это отображение подавляющего большинства зрителей в зале. А когда звучит песня Ива Монтана о Париже, мы знаем - на подходе французская мода. Показ мод легко поддается театральному представлению. Манекенщицы нашей страны добились большого успеха в Монреале, а теперь дают театрализованное представление и в Москве. НЕМНОГО В БУДУЩЕЕ Будут ли мини-платья в следующем году? Что ожидается? Все хотят это знать. Московский модельер В. Зайцев стал популярен не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах, широко известны его оригинальные и богатые творения. Вот почему я хотел услышать о работе наших модельеров. Он был первым, кто выступил на семинаре, предназначенном для наших модельеров, специалистов текстильной и швейной компании. Зайцев ещё очень молод, с мальчишеским лицом, искренней и открытой улыбкой. Но с какой страстью и увлечением он рассказывает о своей работе! Слушая его, даже сидящие в зале волнуются... "Мода – явление интернациональное. Нет советской, английской или французской моды, но каждый народ оставляет свой след. Если говорить о современной моде, или современной архитектуре, интерьере комнаты, то в этом нет ничего необычного, но звучит безумно смешно, если говорить о типе современной женщины. Это уже не тот тип, который можно увидеть на картинах Рафаэля, Рембрандта или Тициана! Я думаю, что женщины, не соответствующие новому типу, от этого не пострадают". Повторю слова В. Зайцева: у современной женщины маленькая голова, маленькая грудь, узкие бёдра и длинные ноги! Вы представляете, как волновались слушательницы в зале, многие ли из них соответствуют этому типу? Но Зайцев пытается успокоить встревоженные умы. Вот почему они, модельеры, придумывают всевозможные линии и детали для одежды - чтобы скрыть лишнее. Не менее интересна лекция Нефе, директора международного офиса моды. Но интересно её сравнить с Зайцевым - один столь же эмоционален, как другая деловита. Она откровенно говорит: "Мода - это искусство и бизнес. Что главное в моде? Она состоит из трёх элементов", подчёркивает француженка и называет их по значимости: цвет, структура, линия. Офис, которым она руководит, определяет моду завтрашнего дня. Сейчас проектируют то, что будет через 18 месяцев, то есть зимой 1968/69 года. Как это делается? - "Изучаем вкус публики, путешествуем по миру. Мы читаем лекции, показываем слайды, рассылаем 16 000 фотографий в год, показываем полнометражные фильмы и фильмы для телевидения, говорит руководитель офиса, - Крайне важно подобрать правильный цвет, поэтому наш дизайнер усердно работает над избежанием ошибок. Появляются шведская, немецкая, испанская и другие цветовые гаммы и из них - одна ведущая. "Крик моды" создают модельеры разных национальностей. У нас работает итальянка, полячка, англичанин... Уже шесть лет мы носим наряды, напоминающие столб. Нужна перемена. Будьте уверены, летящий силуэт будет в моде ближайшие три-пять лет. В Париже уже модны короткие платья, а вот и длинные пальто... Завтрашняя мода снова предложит нам очень длинные платья. Волны моды слишком сильны, и понятно, что следующая коснется и нас." Международную выставку одежды и фестиваль моды посещают тысячи жителей и туристов нашей страны. Выставка-фестиваль не только наглядно показывает современную одежду, машины, которые её производят, но и даёт новые идеи тем людям, которым предстоит управлять и развивать эту отрасль. Выставка и фестиваль формируют наше представление о моде и воспитывают наш вкус, чтобы из всего его богатства впечатлений мы отбрасывали неприемлемое и брали полезное. 

павильон Японии в Сокольниках
Байба Пузина - Аснате Брице - Инара Озолиня - Язепс Анчс из Латвии
манекенщицы Нина Яновска - Хана Ружичкова из Чехии 
Людмила Романовская на репетиции
манекенщица с Украины
коллекция Вячеслава Зайцева, справа Валентина Филина, в центре Августа Шадова
газетная фотохроника от агентства ТАСС
Дворец спорта, вид сверху на фестиваль
американское "веселье" на подиуме
манекенщица из Литвы
манекенщица из Узбекистана
Регина Збарская
манекенщица из ГДР
манекенщица из Италии
манекенщица дома "Шанель"
_______________________
смотрите в блоге:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МОД-1967 в Москве / история 

Комментариев нет:

Отправить комментарий