воскресенье, 9 апреля 2023 г.

российская красавица 60/70-х: ЛЮДМИЛА РОМАНОВСКАЯ ( 1 )

   Рассказывая в одной из прошлых статей о королеве модных подмостков СССР Регине Збарской, сложно было обойти вниманием её главную конкурентку - Людмилу Романовскую. Людмила во многом была противоположностью Регины, включая типаж внешности, склад характера и отношения с окружающим миром, что отразилось и на биографических моментах. Даже "подиумная" фамилия была своей собственной, с появления на свет в качестве Людмилы Викторовны Романовской (1938 г.), а не доставшейся от замужества. Её судьба складывалась куда менее драматично, и практически все её перипетии Романовская колоритно описала в большом интервью "Я была утилитарным другом Бродского", опубликованном в журнале "Огонёк" в 2002-м году.
 Подробности личной жизни в той публикации (доступной в Интернете) кажутся до удивления откровенными, что отчасти объяснялось длительным проживанием героини в эмансипированной Великобритании. А главным образом - открытым нравом Людмилы, что также контрастировало с "зашифрованностью" Збарской. Единственное, чего остро не хватало в статье - это интересных подробностей об основном роде занятий: показах, съёмках, заграничных турне, отношениях внутри общесоюзного Дома моделей одежды. Скорее всего, в черновой версии интервью Романовская делилась и этим, но редакторы журнала просто сочли это бледным фоном для более важных персон и событий в жизни ведущей манекенщицы СССР. Таких, как брак с модным богемным художником, общение с Андреем Мироновым, Никитой Михалковым, Иосифом Бродским. Всего раз и вскользь была упомянута Регина Колесникова (Збарская), а также другая известная манекенщица - Елена Изергина, жена актёра Валентина Гафта. Тогда, 20 лет назад, в стране ещё не наблюдалось дотошного интереса к таким специфическим сферам недавнего советского прошлого, как мода, лёгкая промышленность, торговля. Куда охотнее писали про антисоветские настроения богемы и эмиграцию, репрессии и диссидентов. Или про дореволюционную Россию.
 Из того, что сделалось известным из более поздних рассказов, из сохранившихсях фрагментов "скромного обаяния" советской моды 1960-х, складывается такая картина, что Людмила превратилась в звезду московских подиумов и главную конкурентку Збарской не сразу. По свидетельству очевидцев, обе "примы" не проявляли открытых признаков соперничества, а тем более - вражды. Амбициозная Регина приобрела звёздный статус в короткие сроки и гордо царствовала в коллективе манекенщиц, свысока поглядывая на происходящее вокруг. А Романовская как-то особо и не стремилась к привилегированному положению в ОДМО. Всё в её карьере происходило само собой, по стечению обстоятельств. Выбранная по настоянию родителей профессия техника по телефонам казалась жительнице Ленинграда периода хрущёвской оттепели безнадёжно скучной, монотонной, и уход в 1959 году по воле случая в "демонстраторы одежды" столичных домов моделей, выезды за рубеж, привнесли в её жизнь привкус романтики, праздника. Сложности адаптационного периода были быстро преодолены, девушка понравилась и модельерам, и публике. Но её физические кондиции поначалу не позволяли ей выделиться в коллективе лучших манекенщиц страны:
та самая статья в "Огоньке"
мешали слегка простонародный внешний вид, пухлые щёки и несколько поверхностное отношение к профессии. В детстве ей втолковали, что худоба неэстетична, и девочка долго переживала из-за своих, как ей казалось, безобразно тонких рук и длинных ног. Потом у девушки сформировались округлости, и когда она появилась в Доме на Кузнецком, то вдруг выяснилось, что она там одна из самых толстоногих "демонстраторш". Впрочем, полностью соответствовала цеховым стандартам фигуры. Всё изменилось, когда Людмила заинтересовалась западными журналами моды, похудела-похорошела и вошла во вкус своей работы. Она восторгалась изображениями "инопланетянки" Верушки /
Veruschka, может быть втайне даже хотела быть похожей на неё, но при этом осознавала, что в Советском Союзе лучше всего быть улыбчивой стройной "русской берёзкой" или "красной девицей" в платье до пола. В этом образе в подходящий момент она затмила великолепную Збарскую. По воспоминаниям историка отрасли Аллы Щипакиной, сама Регина невольно этому поспособствовала, когда закапризничала и отказалась представлять на худсовете знаменитое платье Татьяны Осмёркиной "Россия". Под предлогом, что наряд красного цвета плохо сочетался с её тёмными волосами и отдавал Востоком. А более покладистая Людмила встретила в нём, и с караваем в руках, свой звёздный час на фестивале в Москве. Потом блистала в Канаде и Японии. Похожая версия истории с платьем содержится и в статье 2004 года: "Владелицу платья поменяли ещё и потому, что Регина не любила стоять на многочасовых примерках, капризничала, а Мила выдерживала этот процесс спокойно и стойко. В итоге разрекламированный наряд достался именно Романовской, в нём та объехала весь свет". Понятно, что это был серьёзный удар по самолюбию Збарской, но из-за её привычки держать свои чувства и эмоции на замке, каких-то явных проявлений этого никто не заметил.
 В истории советской моды Людмила осталась единственной манекенщицей, кому удалось, хотя бы кратковременно, стать известной на всю страну, после того, как в том же "Огоньке", только 35 годами раньше, появилась небольшая статья об успешной работе и жизни красавицы с отраслевых подиумов и обложек. Особо похвалили за то, что за границей её воспринимают не просто как стандартную манекенщицу, а как достойный образ женской половины СССР. Позднее модель получила паблисити в США, где о ней сделали московский репортаж в престижном журнале "Life", с последующими перепечатками по миру. И опубликовали статью в идеологически альтернативном издании "Soviet Life" ("наш ответ на журнал "Америка"), что было отголосками нашумевшего Международного фестиваля мод-67 в Москве и "ЭКСПО-67" в Монреале. Правда, её образ примерной советской гражданки, дочери инженеров военной индустрии, жены и матери не выдержал испытания на лояльность, и всего 4 года спустя Романовская с дочкой Настасьей Трифоновой от первого брака с телесценаристом и новым мужем художником Куперманом эмигрировала на Запад. Ей уже было заметно за 30, карьеру модели за несколько месяцев пребывания в Израиле она развить не успела, а в Западной Европе пришлось её завершить, хотя попытки предпринимались и там. Также пришлось расстаться с обаятельным, но хронически неверным мужем-евреем и пережить период нехватки средств к существованию. Как в профессиональном, так и в личном плане она в итоге неплохо устроилась за границей, жила в комфорте и достатке, но если не считать "Огонька"-2002, случаев появления в российском медийном или светском пространстве (на мероприятиях, в печатных интервью, в съёмках ТВ) больше не наблюдалось. Хотя возможно, кто-то и услышал её авторские эфиры из русской службы Би-Би-Си в 1970-80-е годы, когда эту коротковолновую
венгерская публикация о "Любе" Романовской
радиостанцию нещадно глушили во всех крупных городах СССР. Поначалу она работала там машинисткой по распечатке текстовых материалов, затем и как переводчица с английского на русский.
Некоторые её любопытные наблюдения об обстановке в русской редакции попали в книгу Никиты Лобанова-Ростовского, которому, кстати, соотечественница помогала в сложных жизненных ситуациях. - Людмила рассказывала, что в те времена в русском отделе Би-би-си было 50 сотрудников, из них 48 - еврейского происхождения. Глава - администратор отдела - англичанин. Русскоязычные служащие, по старой привычке, писали англичанину доносы друг на друга, которые он аккуратно складывал в ящик, т.к. в Би-би-си не было ни отдела, ни практики разбираться в служебных доносах. Но, чтобы не разочаровывать сотрудников, им не говорили о бессмысленности их доносов, и потому они прилежно продолжали их строчить. Несмотря на служебный "серпентарий", сотрудники русскоязычного отдела имели возможность проявить основные свои таланты и знания, выдавая в эфир качественную и увлекательную инфопродукцию. Чем выгодно отличались от насквозь официозного, пропагандистского "Голоса Америки". Не удивительно, что многие обладатели радиоприёмников в СССР быстро подсаживались на Би-Би-Си, как-то ухитряясь расслушать сквозь помехи их новости и тематические передачи. У Людмилы не было никакой гуманитарной подготовки, кроме программы средней школы и упомянутых манипуляций с чужими текстами. Своей работой на журналистском поприще в высокопрофессиональном на тот момент СМИ русская "самоучка" ломала стереотип, что советские манекенщицы - это недалёкие девушки, которые кроме дефиле, позирования и поиска богатых иностранных женихов больше ничего не умеют и не хотят. К слову, подобный спутник жизни (третий и последний муж) ей также встретился чисто случайно, во время авиарейса. В феврале 2018 года в соцсетях сообщили, что Людмила Романовская-Эдвардс умерла на 79-м году жизни в своём лондонском особняке.
  Публикуемые ниже и в части 2 тексты представляют собой статьи о Романовской из советской и иностранной прессы 1968-1972 годов. В материалах довольно смело перечислялись проблемы модной отрасли, но как и в статьях о Збарской, там попадались куски забавной пропагандистской клюквы - как, например, "заработок ведущих манекенщиц СССР в 150 долларов в неделю" в комментарии к фотографии из "Life". Сложно поверить и в "конкурс в тысячу претенденток" на каждую вакансию манекенщицы ОДМО в "Soviet Life". "Русская коса", которую Людмила будто бы временами заплетала на показах, в действительности была шиньоном. Также можно заметить "ляп" с именем героини в заголовке в венгерском журнале, где её назвали "Люба", а в уже упомянутом американском журнале - выражение "gay mannequin", что в 1968 году в США означало совсем не то, про что сразу подумали бы в наше время.
_____________________________________________________________
 
еженедельный журнал "Огонёк" №10, 2 марта 1968 г.
  
"Элегантность"
 
 Мы договорились с Милой Романовской встретиться в Храме элегантности, в просторечии именуемом - Общесоюзный Дом моделей. Я была не единственной, кто ждал Людмилу, рядом co мной фотокорреспондент АПН на сдвинутых стульях раскладывал, словно пасьянс, её фотографии. Вот она на открытии Международного фестиваля одежды, что проходил летом в Москве, а вот по просьбе французской фирмы показывает их модели, а это дома - с дочкой, a это за самым тяжким ежедневным, многочасовым трудом - примеркой. - Извините, я задержалась на примерке. Я много раз прежде видела Милу во время показов. Стройная и в любой модели всегда элегантная, она грациозно и вместе с тем очень естественно шла по помосту, одинаково непринужденно чувствуя себя и в льняном платье с русскими мотивами, и в дорогой собольей шубке. Сейчас передо мной была милая и простая девушка. Гладкие, туго затянутые волосы, отсутствие грима, спортивная одежда делали её моложе своих лет. - Сама Элегантность мирa! - приветствовал её мой коллега. Мила засмеялась: - Летом во время фестиваля меня назвали Мисс Европа, теперь уже мира, глядишь, присвоят космическое звание… Впрочем, почему бы на поспорить в элегантности c марсианками? …Года два тому назад я писала о Миле в "Огоньке". Она рассказывала мне тогда, что в качестве посланницы советской моды побывала в социалистических странах, побывала в Англии, Франции, Скандинавии; показывала мне множество газет и журналов со своими фотографиями и восторженными отзывами. С тех пор она была на выставке в Монреале, в других поездках. Там тоже писали о советской манекенщице, и примечательно, что во всех этих отзывах говорят не столько о белизне зубов, длине ног, объёме - талии и бедер, как это принято в оценке манекенщиц, сколько об образе советской женщины, которую всегда очень достойно олицетворяет Людмила Романовская. Ну, a профессиональные навыки, где приобретены были они? На это ответить трудно: ведь у нас нет школ манекенщиц. И всё же четыре года занятий в Ленинградском хореографическом училище, музыкальная, спортивная школы - всё сказалось. Вот почему на Международном фестивале моды в Москве многочисленные иностранные корреспонденты и представители модных зарубежных фирм признали Людмилу Романовскую лучшей манекенщицей. И. ВЕРШИНИНА
__________________
 
советский журнал для аудитории США "Soviet Life", декабрь 1968
 
"Grace, Elegance and Charm - MODEL №1 of Russia" ("Грация, Элегантность и Очарование - МОДЕЛЬ №1 России")
   
ИННА ВАСИЛЬКОВА Быть красивой – её профессия. Быть стройной - обязательно. Быть элегантной – её призвание. В каждом появлении на сцене она представляет новый образ то Королева лебедей, то стройная берёзка, то матрёшка. Однако она не актриса и не балерина, а манекенщица. И это её описание не является преувеличением, потому что, помимо обладания такими атрибутами профессиональной манекенщицы, как красота, обаяние и элегантность, Людмила Романовская из Москвы ещё и прирождённая артистка. Каждое её появление на подмостках модных показов - это гимн лёгкости и драматической грации. Говорят, она столь непредсказуема, что никогда нельзя сказать, какой она будет на следующем представлении - милой дамой на дипломатическом приёме или деревенской девушкой, идущей в лес за грибами. У неё нестандартная красота, которую можно увидеть в Париже, Риме и Лондоне. Людмила – это та красота, которая сочетается с пейзажем Центральной России. У неё голубые глаза и длинные светлые волосы, которые она иногда заплетает в русскую косу. Её тип красоты одинаково хорошо сочетается и со старинными русскими сарафанами, и с современной одеждой à la Russe. В отличие от столь популярной сегодня манекенщицы типа Твигги, Людмила создает настоящий образ русской женщины, когда она идёт по подиуму. Она превратила мастерство в искусство, благодаря чему завоевала титул "Мисс Манекенщица" на Московском международном фестивале моды в 1967 году, в котором приняли участие 20 стран, включая Францию, Италию, Великобританию и США. Вскоре после этого Людмиле предложили роль в кино, но она отказалась. По её словам, она предпочла бы быть хорошей манекенщицей, чем плохой актрисой. Она также не собирается менять профессию. Она провела восемь лет на своей работе и до сих пор любит её. В этом есть элемент творчества, считает она, ибо каким бы искусным ни был дизайнер одежды, его работа продемонстрирует свое великолепие только тогда, когда её продемонстрирует манекенщица. Иностранные журналисты часто спрашивают Людмилу, что люди думают о её работе, не считают ли её несерьёзным занятием. Она говорит им, что было время, когда на актёров тоже смотрели как на простых шутов, но это было давно. Работа манекенщицы пользуется таким же уважением, как и любая другая работа. Многие её коллеги, в том числе и она сама, закончили университет или институт. О том, что её профессия популярна, свидетельствует количество соискателей, которые появляются всякий раз, когда Модный Дом объявляет о вакансиях. На каждую вакансию почти тысяча претенденток. Устроиться на работу манекенщицы в Москве непросто. Кандидат должен сдать конкурсный экзамен и поработать месяц или два, чтобы получить квалификацию. С другой стороны, работа предлагает много возможностей. Советская манекенщица – главный помощник модельеров. От них ждут идеи для новых творений. Более опытные манекенщицы, такие как Людмила Романовская, входят в художественный совет Дома Моды. Когда Celanese Corporation of America заказала коллекцию одежды в русском стиле из американской синтетической ткани, три лучших советских дизайнера — Вячеслав Зайцев, Елена Телегина и Ирина Крутикова и три лучших московских манекенщицы - Людмила Романовская, Регина Збарская и Августа Шадова - получили задание. Это потребовало подлинно творческой работы от всех шестерых. Людмила Романовская тоже очень востребована. Она показывала советскую моду в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бразилии, Норвегии, Финляндии и Бельгии. В Великобритании она была героиней целой телевизионной программы. В Париже её с утра до вечера сопровождали два репортёра из "Жур де Франс", и каждый её шаг был замечен. На ЭКСПО-67 в Канаде журналисты называли её "Мисс Россия". Этот рассказ был бы неполным без завершающего штриха к портрету "Miss Mannequin-67". Замужем за сценаристом московской телестудии, воспитывает пятилетнюю дочь Анастасию.
_____________________
мода-1960
мода-1961
мода-1961
показ в Лондоне, 1961 г.
показ в Париже, 1961 г.
съёмка в Париже, 1961 г.
  "Бирозка" в Бразилии, 1962 г.
мода-1966 с Августой Шадовой
фрагмент статьи из ж. "Советский Союз" 1966 г.
 Людмила - Августа Шадова - Елена Изергина на ЭКСПО-67 в Монреале
на фестивале моды в Москве, 1967 г.
одно из мероприятий фестиваля-1967
платье "Россия"
_______________________________
смотрите в блоге:

3 комментария:

  1. Уважаемый Олег ! Огромное спасибо за ваш труд и увлекательный материал о Людмиле Романовской. Прочитала с большим интересом. Всегда удивляюсь: где вы берете столько интересных фактов о красавицах. Спасибо и удачи Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лора, благодарю за комплимент и рад, что понравилось. Для каждой ретро-статьи, да и других тоже, приходится перелопачивать вагон всяких источников, рыться в оцифрованной иностранной прессе. Сложнее всего с контактами с непосредственными персонами и очевидцами, либо вне доступа, либо сами не хотят делиться. Так что в основном сам. Сложно, долго, но вроде бы справляюсь.

      Удалить
  2. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить