Итак, обратимся к немногочисленным прижизненным публикациям о Регине Збарской, написанным советскими журналистами и переведённым для зарубежной публики. Современному читателю это сложно представить, но были времена, когда на любую дозволенную тему можно было писать только в строгом идеологическом русле и под контролем бдительного редактора, выбрасывавшего из текста все "лишние" и "сомнительные" детали. Или, наоборот, добавлявшего придуманную "в благих целях" туфту. С той разницей, что для читателей-иностранцев можно было оставить или присочинить чуть больше. Безликий стиль повествования - характерная примета времени. Даже в таком формате они в целом дают представление о профессии и
скромной жизни манекенщиц в СССР. Содержат также некоторые личные сведения,
хотя для журналистики того времени были свойственны скудость
тем, ограниченность проникновения в частную жизнь известных людей. Редко
когда сообщалась даже базовая биографическая информация - возраст, место рождения,
сведения о родителях, условия жизни. Здесь хотя бы в куцем и приукрашенном виде это присутствует. Так, однокомнатная кооперативная квартира (33 м²) супругов Збарских превратилась в "двухкомнатную". Можно заметить неточности, как неправильно указанный факультет института
кинематографии, на котором училась героиня публикации. А вот представление новинок от модельеров по советскому ТВ, планы по открытию профессиональной
школы демонстраторов, о которых упоминается в данных статьях - это явно из области
припудренной пропаганды. Кажется, в те годы была некая программа для женщин "Для дома, для семьи", с эпизодическими показами образцов одежды. Эти робкие попытки вскоре заглохли, и в отраслевом журнале "Советское радио и телевидение" за 1969 год появился вот такой текст: "Посмотрите, как широка сегодня тематика
телевизионных передач: любители киноискусства, истории джаза,
специалисты промышленности, деятели театра, корифеи отечественной
стандартизации - все имеют место под "телесолнцем". Все. А мода так и
остаётся для зрителя страной "терра инкогнита". Золушкой на Олимпе муз
прикладного искусства." Автор предложил идею новой передачи "Мода
вчера, сегодня, завтра" с освещением новостей СССР и заграницы, с обсуждением проблем того,
что производится и носится в стране. Таких обзорных телепередач не было даже в дни международного фестиваля моды 1967 года. Как и зарплаты в 300 рублей
(вместо реальных 80-ти плюс 40 за подработки), которую якобы получала Галина Миловская
и её коллеги по профессии ещё в 1960-е годы. Эти липовые цифры приводили в западных
публикациях, ссылаясь на советские источники информации. Ведущий искусствовед ОДМО Алла Щипакина на одном из современных ток-шоу также вспомнила, как её принуждали врать иностранным журналистам о заработной плате штатных девушек-демонстраторов её заведения в 300 рублей. Спустя 5 лет известный уже не только в стране, но и за границей Вячеслав Зайцев в "Литературной газете" вновь поднял вопрос о необходимости просветительской работы в данной сфере. По его словам, советская модная индустрия не даёт женщинам указаний о том, что и где следует носить. "Мы держим эту информацию в секрете, создавая почву для невероятных слухов" — сказал он в статье. "Например, молодые девушки говорят, что сейчас нужно иметь круглое лицо и выщипанные брови. Это абсурд". Он предложил создать еженедельную телепрограмму, в которой женщинам советовали бы, что носить на работу, вечеринки и в театр и "от чего мы должны отказаться, чтобы не выглядеть старомодно". 32-летний дизайнер также выступал за открытие специализированных магазинов или бутиков для молодёжи, чтобы помочь им улучшить своё понимание моды. Но - как и следовало ожидать - его опять не услышали "наверху", соответственно - и лучших девушек с подиумов вновь лишили возможности повысить престиж профессии выходом на более широкую аудиторию. Публикацию хочу подытожить словами уже упомянутой Аллы Щипакиной: То, что про Регину сейчас без конца говорят в разных передачах, это всё какой-то бред сивой кобылы. Она знала 3 языка, окончила иняз, она была необычайно умна. Она была с чувством огромного достоинства, а человека с достоинством все терпеть не могут, как известно. Она была очень молчаливой. Про неё - не могу даже сказать - красивая, она была - обворожительная. Она выходила, и весь мир улыбался. К текстовым материалам о Регине Збарской прилагаются пока не примелькавшиеся фотографии 1960-х годов из советских и иностранных изданий. В том числе, с Зайцевым, чьей любимой манекенщицей долго считалась Регина.
_______________________________________________________________________________________
англоязычный советский журнал "USSR", март 1962 г.
Публикация "3 вопроса к советским женщинам" ( "3 questions for Soviet women")
1. Вы верите, что домашний очаг должен быть главным призванием женщины?
2. Как по вашему мнению нужно воспитывать детей?
3. Что такое красота в женщине?
РЕГИНА КОЛЕСНИКОВА
МАНЕКЕНЩИЦА, 25 ЛЕТ
МОСКВА, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Только женщина может создать настоящий дом. С этим фактом никто не будет спорить. Но скука одолеет даже самый удобный из домов, если жена позволяет себе стать рабом дома и вещей в нём, если она добровольно лишает себя стимула к работе. Кроме того, женщина, которая необдуманно поглощена ролью только домохозяйки, и никого более, рискует счастьем своей семьи. Не один великий писатель указал на этот момент. Мне нравится помогать женщинам одеваться и выглядеть красиво. Вот почему я так люблю свою работу.
У меня пока нет детей, но я конечно собираюсь иметь, я надеюсь, у меня будет сын, который вырастет и станет космонавтом или учёным.
Принимая во внимание мою работу, вы ожидаете, что я скажу - красота это вопрос внешнего вида. Но красота - это не только это. Я бы ответила на ваш вопрос, перефразируя Антона Чехова: "В женщине должно быть привлекательным всё - её душа, одежда, чувства и мысли".
__________________________________________________________________________________________________
датская газета "Land og Folk", 2 августа 1966 г.
"Московская манекенщица Регина" ("Moskva mannequinen Regina")
МОСКВА, (АПН). Ей 30 лет, она работает в крупнейшем из 43 домов моды Советского Союза - Московском государственном Доме моды, где демонстрирует последние модные тенденции в одежде. В день проходят три показа - утром, днём и вечером. Иногда Регина Збарская участвует во всех трёх. Выходные дни она часто проводит в институте, определяющем направление развития советской моды. В настоящее время она изучает курс английского в школе иностранных языков. Летом она много времени проводит за пределами Москвы, на пляже или на волейбольной площадке. Зимой часто выезжает на лыжные прогулки.
Любовь к спорту и природе Регина унаследовала от отца, полковника в отставке. Он один воспитывал её с трёх лет, когда умерла её мать, молодой врач. Регина окончила школу с золотой медалью и поступила во Всесоюзный государственный институт киноискусства. Ей нравилось обучение, которое не доставляло ей трудностей.
Во время съемок фильма "Матрос с "Кометы" Регина познакомилась с
известным модельером Верой Араловой, в то время возглавлявшей профсоюз модного дома. Аралова сразу же пришла в восторг от фигуры молодой девушки, изящества, подвижности и захватывающих жестов рук.
Нужно отметить, что в Советском Союзе не существовало никаких школ, обучающих манекенщиц. Предположительно, они будут созданы очень скоро, потому что они нужны уже давно. А пока руководители домов моды, швейных цехов, универмагов, фабрик и магазинов одежды должны сами искать молодых девушек и людей и предлагать им работу манекенщиками. Для Веры Араловой Регина оказалась находкой. Вскоре после завершения киносъёмок она начала работать в модном доме, расположенном в центре Москвы в нескольких сотнях метров от знаменитого Большого театра.
Несколько слов об этом модном доме.
Если посетительница женского пола испытывает искушение к одному из экспонируемых
костюмов, платьев или пальто, она может сразу за 20-30 копеек купить выкройку, а потом заказать модель в любом ателье или у швеи. Дом моды не принимает частные заказы. Свою продукцию продаёт швейным фабрикам и торговым организациям.
Чтобы узнать мнение потребителей о новинках, Дом моды часто устраивает представления в рабочих клубах, домах отдыха или непосредственно на предприятиях. Регина говорит, что ей нравятся такие показы, но она считает, что телевидение и журналы о моде более эффективны. Показы моды включены в субботние и воскресные программы ТВ.
Журналы мод издают все модные дома и крупнейшие универмаги. Наибольшим успехом пользуются московские журналы "Журнал мод" и "Модели сезона", ленинградский "Журнал мод", "Rigas Modes" из Риги и "Siluett" из Таллина. Журналы,
издающиеся миллионными тиражами, такие как "Советская женщина", "Работница" и еженедельник "Огонёк" отдают целые страницы для моды.
У Регины есть коллекция журналов со своими фотографиями. Среди них есть и зарубежные журналы, которые проявили к ней интерес во время путешествий по странам Восточной Европы, Объединенной Арабской Республике, США, Англии и Норвегии. Снимок из "Пари Матч" висит на стене двухкомнатной квартиры, где Регина живёт со своим мужем - художником Збарским. Он создал мультфильм по пьесе Владимира Маяковского "Баня" и оформил несколько спектаклей. Регина помогала ему, когда он работал над костюмами для ролей.
Модельеры, с которыми я разговаривала, сказали, что работать с Региной очень комфортно. Она часто даже предлагает свои изменения в модели, делая её более цельной, оригинальной и элегантной. Со своей стороны, Регина больше всего хвалит молодого модельера Славу Зайцева, последние семь моделей которого недавно купили канадские универмаги. Регине нравится, что Слава в своих моделях использует самые привлекательные элементы русского национального костюма и в то же время стремится совместить их с особыми свойствами различных новых тканей и с формальными элементами современного мира.
__________________________________________________________________________________________________
венгерская газета "Magyar Ifjúság", 7 марта 1969 г.
"Деятельность:
МАНЕКЕНЩИЦА" ("Foglalkozása: maneken")
Е.Зонина
(АПН) Регина Збарская считается лучшей манекенщицей страны. Она
представляла советскую моду в Англии, Америке, Бразилии, Франции,
Швеции, Финляндии, социалистических странах.
А теперь слово Регине Збарской.
- Я люблю свою работу. Когда я иду по подиуму, на меня смотрят сотни пар
глаз. Щёлкают фотоаппараты, гудят кинокамеры, и я чувствую себя в
центре внимания.
В последние годы советская мода всё больше выходит на международную
арену. Мы были очень взволнованы перед поездкой в Париж. Париж издавна
считается законодателем европейской моды. И вдруг сапоги, шапки, шубы,
одежда "а-ля рюс" покорили женщин Парижа. Многие модели нашей коллекции
приобретены французскими фирмами.
- Регина, расскажите о себе!
-
Я закончила факультет киноведения Национального института
киноискусства, но жизнь актрисы мне казалась не очень привлекательной.
Мои кинопробы проходили на студии Мосфильм. Однажды меня увидели
сотрудники национального дома моделей и пригласили к себе. Я ни разу не
пожалела об этом за восемь лет и рада, что нашла свою профессию. Моя
профессия требует актёрского мастерства. Когда я показываю вам какое-то
платье, я стремлюсь к театральности. Кроме того, работа манекенщицы
тесно связана с пантомимой. Мы занимаемся жестами, ритмикой, танцами,
учимся красить лицо.
- Что вы думаете о сегодняшней модной тенденции?
-
Сегодняшняя мода проста и лаконична. Платья, юбки, костюмы очень
маленькие, короткие, подчёркивают фигуру, а хочется пройтись в этой одежде шикарно. Поэтому мы - представители моды - всегда должны держать форму,
что непросто. Обязательно соблюдать строгую диету, заниматься спортом.
Я, например, очень люблю кататься на лыжах.
- Как вы проводите свободное время?
-
Очень люблю изобразительное искусство, часто хожу в музеи. Люблю театр,
гастроли зарубежных трупп. Я неплохо знаю английский, изучаю
французский. Думаю, когда я стану старше, это ещё принесет мне пользу, -
улыбается Регина. - Хочу заняться историей модного дизайна ... Обычно я
предпочитаю сидеть дома. Я люблю принимать гостей или читать в удобном
кресле. Но самое лучшее для меня - это проводить редкие свободные вечера
с мужем наедине. Он работал с Сергеем Юткевичем над кукольным
фильмом "Баня" по стихотворению Маяковского. Я познакомилась с
рисованием и полюбила его с помощью мужа, он мой лучший советчик, а я
первый критик его работы.
_________________________________ |
мода-1960 |
|
обложка журнала "France - URSS" 1961 г.
|
|
Нина Вагина - Регина - Елена Изергина в парижском салоне Жака Дессанжа, 1961 г. |
|
Регина на показе советской моды, манекенщицы Дома Chanel в роли зрителей, Париж-61 |
|
Регина | Августа / Мила для "Paris Match" 1961 г. |
|
советская мода-1962 |
|
ответы в журнале "USSR" 1962 г. |
|
мода-1965 |
|
мода-1966 |
|
дома с томиком стихов Цветаевой, 1966 г. |
|
статья в датской газете 1966 г. |
|
новость о советской моде в Швеции, 1966 г. |
|
мода-1967 |
|
международный фестиваль моды в Москве 1967 г. |
|
мода-1967 |
|
советская мода в голландском журнале, 1967 г. |
|
Людмила и Регина, мода-1967 |
|
в молодёжном клубе в Москве, 1967 г. |
|
мода-1968 |
|
советский от-кутюр 1968 г., авторы Вячеслав Зайцев и Ирина Крутикова |
|
статья в дайджесте "Sputnik" 1968 г. |
__________________________________________________________________________________________________смотрите также в блоге:
Комментариев нет:
Отправить комментарий