понедельник, 3 марта 2025 г.

РЕГИНА ЗБАРСКАЯ на конгрессе моды-1959 в Праге

 В одном чрезвычайно редком интервью манекенщиц советского периода Регина Збарская назвала точное число своих поездок за границу с показами моды - ровно 20. Двадцатой первой и 22-ой обещало стать участие в советских выставках в Лондоне и Токио (август-октябрь 1968), но драматические повороты в её личной жизни поставили крест на продолжении успешной карьеры и новых путешествиях. Первая попытка самоубийства случилась в период подготовки новой коллекции ОДМО для заграницы, в марте-1968. (исправлено) В прошлых статьях были представлены наиболее интересные гастроли Общесоюзного Дома моделей с участием Регины в дальнее зарубежье. Ближним зарубежьем тогда считались страны Восточной Европы, союзники СССР по социалистическому лагерю. Попасть туда советским гражданам было проще, но в те времена "железного занавеса" и нехватки ширпотреба даже такие страны были источником новых культурных открытий и возможностью приобрести "дефицит". А для манекенщиц это была не чисто пропагандистская миссия по улучшению имиджа страны, чем они, за редкими исключениями, занимались в капиталистических странах, но и профессионально ориентированная работа по продвижению разработок отечественных модельеров и обмену опытом. 
обложка еженедельника "Мир Советов" №29-59

 Судя по всему, первая в жизни поездка Регины за границу была связана с работой на Всемирной ярмарке хлопка в Каире (апрель-1958). Этот город и страна упоминаются в публикациях о её деятельности, но с тех показов в архиве можно найти только фотографии коллег по профессии - Марины Дивлевой, Натальи Бородиной. Вскоре Регина оказалась на так называемом Девятом международном конгрессе моды, проходившем в июне 1958 года в румынской столице - Бухаресте. Несмотря на громкое название, это регулярное мероприятие на пике охватывало только 7 стран социализма. В его истоках лежало проведённое на Лейпцигской ярмарке 1949 года полуимпровизированное соревнование новинок модельеров ГДР и Чешской Социалистической республики. В 1950 году оно состоялось вновь, уже при министерской и профсоюзной поддержке в Праге. В 1952 году подключилась Венгрия, а позднее другие восточноевропейские страны, и местами проведения поочерёдно становились их столицы или текстильные центры. Советский Союз впервые прислал свою делегацию в Прагу в 1953 году, и осенью того года СМИ СССР с гордостью сообщили о "нашем" первом месте по сумме баллов на конкурсе одежды среди четырёх стран-участниц. Наивысшие оценки получали модели одежды, оптимальные для серийного выпуска на швейных фабриках, с учётом эстетических качеств, модных течений и доступности материалов. Этими критериями, собственно, и пытались руководствоваться художники-модельеры соцстран на протяжении всего годичного цикла. Конечной целью был межгосударственный обмен опытом и технологиями для промышленного внедрения, отмеченные наградами модели, со всей документацией, фотокаталогом передавались в "братские" страны, с правом их тиражирования на местном рынке. Эти материалы подстегнули ВИАЛегпром к изданию специализированного русскоязычного журнала "Мода стран социализма", с той же ежегодной периодичностью, который, с позиций современных авторов, "в далёкие 1960-е годы создавал независимый от реальности мир элегантных мужчин и женщин". "Международный конкурс одежды", после упразднения прямого соревнования в 1957 году, сменил название на "Международный конгресс моды", а с 1966 года появилось ещё одно "замечательное" наименование этого мероприятия - "Заседание Постоянной рабочей группы по вопросам культуры одежды Постоянной комиссии СЭВ по лёгкой промышленности", в том или ином виде просуществовавшего до 1988-89 года. 
 Где-то с 1959-60 года официальная Москва, как штаб-квартира Совета Экономической Взаимопомощи, решила взять в свои руки бразды правления и в сфере моды. В теории чиновникам хрущёвской эпохи виделось формирование некой "демократичной социалистической моды", доступной всем по цене, практичной в повседневной жизни граждан и радующей глаз современным дизайном. Заседания и смотры должны были каким-то образом расшевелить отечественную лёгкую промышленность, которая на уровне производства готовой одежды, текстиля и внедрения новых технологий, в силу своей чрезмерной централизации, неповоротливости командно-административных методов управления, постоянно плелась в хвосте социалистического лагеря. Отрасль, как и все другие, отчитывалась по валу произведённой продукции, и то, что специалисты на "конгрессах" считали несложным в производстве, у советских швейников вызывало массу возражений. Труды модельеров сводились на нет после всех этапов упрощений и замен в исходном прототипе. Был шанс перевести отрасль на хозрасчёт (выполнение плана не по количеству выпущенной продукции, а по денежной сумме реализации), но при Брежневе госаппарат эти реформы благополучно утопил. Так что все преимущества, которые сулило мероприятие, в СССР на практике реализовать было невозможно. И по сути в данной части света оно никак не влияло на вид городской или тем более сельской толпы. Жители всех европейских стран СЭВ, даже на беглый взгляд, всегда были одеты намного лучше, моднее, чем советский народ. В ближнезарубежных популярных журналах публиковалось немало заманчивой рекламы местной конфекции, с указанием цены, тогда как у нас рекламировать было практически нечего: в свободной продаже, без давок в очередях, ничего качественного и современного из одежды, обуви на прилавках не лежало. 
 Если вернуться к главной героине, её поездка 1959 года с советской отраслевой
Регина (справа) на "конгрессе-58" в Бухаресте

командой в чехословацкую столицу прошла очень удачно. Годом ранее Регина, тогда Колесникова, ездила на аналогичный "конгресс" в Бухарест, но никаких подробностей пребывания, или о чём-то говорящих фото-иллюстраций об этом не нашлось. Известно только, что уже тогда она была выбрана "первым номером" от СССР, то есть основной манекенщицей, представлявшей перед экспертной комиссией стран СЭВ образцы предписанных на данный год направлений в женском сегменте. Что для фактической дебютантки было очень лестно. На Десятый юбилейный конгресс она ехала уже в статусе одной из звёзд московских подмостков, и опять как "№1". Компания подобралась солидная: Тамара Мингашудинова, Наталья Бородина, Марина Дивлева, манекенщик Владимир Попов и "возрастная дама" (предположительно - Тамара Осецимская). Кажется, ездила и 
Людмила Романовская. В Праге эффектную молодую манекенщицу охотно фотографировали все репортёры печатных изданий, которые в Чехословакии, как и в ряде других стран социализма, были значительно информативнее, шире по тематике и ассортименту (особенно в части иллюстрированных еженедельных журналов) тогдашней советской прессы. По итогам она получила звание самой фотографируемой "демонстраторши" мероприятия, что собственно, и дало возможность подготовить данную статью с разнообразной фотогалереей. Журналы представляли фотомодель Колесникову в разных ситуациях: позирующей в нарядах в холле отеля, на лестницах, вышагивающей по подиуму перед жюри, играющей в настольную игру с иностранными манекенщицами и даже уснувшей на сдвинутых креслах в раздевалке во время перерыва. Не говоря уже о многочисленных фотосессиях для журналов мод. Правда, каких-то интервью или статей с ней не было, как и с другими манекенщицами. Попадались только комментарии под фотографиями: "21-летняя советская модель Регина Колесникова и 39 других манекенщиц представили около 500 новых моделей на Социалистическом показе мод этого года."; "Очаровательная советская манекенка продемонстрировала ряд интересных моделей на Международном Конгрессе моды."; "Регина Колесникова была самой фотографируемой моделью на конгрессе этого года."
 Само мероприятие проходило с пражском отеле "International" с 15 по 29 июня 1959 г., общее представление о работе манекенщиц можно сделать по контексту отчётов в чехословацкой и советской прессе. "Подиум, как на всех модных показах. Изящные манекенщицы, выглаженные модели, щёлкающие затворы фотокамер. И всё же: люди, сидевшие здесь за столами - это не были обычные зрители парада. Эти мужчины и женщины, пристально разглядывавшие выставленные платья, были экспертами по одежде из семи стран. Они приехали в Прагу из Болгарии, Румынии, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польши, Советского Союза (Китай участвовал в качестве наблюдателя) - не только для того, чтобы показать друг другу результаты своего творчества в области одежды. Основной целью Международных конгрессов моды является обмен знаниями и опытом в эстетической, технической, производственной и экономической областях. Большой выставочный зал отеля "International" на время конгресса стал рабочим пространством. Здесь вы слышали доклады и обсуждения, здесь встречались специалисты. И всё это преследовало одну цель: унифицировать мнения о том, как лучше одеть широкие массы народа. В этом и заключается преимущество Международных конгрессов моды (в этом году он собирался уже в десятый раз), что они привозят не эксклюзивные модели, а именно те, которые хотя и отвечают всем требованиям мировой моды, но со вкусом и без излишеств, практичны, сделаны из легкодоступных материалов, просто народные модели."; "Грандиозная премьера этих мод конца 1959 и 1960 годов состоялась перед восторженной аудиторией примерно в 1000 человек в пражском Парке отдыха и культуры имени Фучика. Но за две недели до этого 150 экспертов по мужской, женской, детской одежде и специалисты по дизайну, изделиям из кожи, шерсти и аксессуарам обсуждали достоинства и недостатки моделей, представленных каждой страной. После дополнительных переговоров с производителями и дистрибьюторами одежды все семь стран начнут массовое производство своих лучших творений. Хотя за последние десять лет были достигнуты огромные успехи, делегаты признали, что ещё многое предстоит сделать. Они отмечают, что по мере роста производства шерсти относительно высокие цены на шерсть будут постепенно снижаться, а трикотажные изделия будут улучшаться. Они ожидают дальнейшего развития синтетических тканей и большего смешивания искусственных и натуральных волокон, пока ещё находящегося на ранних стадиях. Будет ли эта практичная, модная одежда действительно соответствовать бюджету среднестатистического работающего мужчины и женщины? Ответ становится всё более решительным: "Да!". Целью этих кооперативных конференций является совместное определение, изучение и удовлетворение потребностей трудящихся и их детей. Во всех семи странах цены на готовую одежду постепенно и неуклонно снижаются. Только в Чехословакии за последние десять лет было шесть снижений цен на одежду. Всего шесть месяцев назад пражане приветствовали 40-процентное падение цен на всю детскую одежду. Мода в этой части света заключается не в создании захватывающих дух "эксклюзивов" по фантастическим ценам, а скорее в смешивании лучшего с Запада с потребностями и вкусами социалистических стран. В ближайшем будущем самым хорошо одетым гражданином года станет среднестатистический мужчина или женщина на улицах Праги, Будапешта или Ленинграда. Тем временем самые успешные "номера" и их манекенщицы находятся в длительном турне по социалистическому миру."; "НЕДАВНО из Праги с Х юбилейного Международного конгресса мод возвратилась советская делегация. Советский Союз представил на конгресс 60 моделей одежды из тканей и трикотажа. Работники Общесоюзного, Киевского, Рижского и Таллинского домов моделей изготовили образцы одежды для каждого дня, спорта, прогулок, а также вечерние туалеты. В сочетании с головными уборами, обувью, перчатками, сумочками и украшениями модели выглядели просто и элегантно. Советские образцы пользовались большим успехом. Советская коллекция и некоторые модели, представленные другими странами - участниками конгресса, будут тщательно разработаны и рекомендованы промышленным предприятиям для массового производства." Оптимистические прогнозы журналистов на недорогую и качественную доступную моду на 1/6 части суши были явно преувеличенными. Шли годы, эксперты ВИАЛегпрома и ОДМО, министерские работники посещали конгрессы, а очереди за "импортом" в советских универмагах не уменьшались, не повышался спрос на одежду, обувь отечественного производства, не исчезали отделы уценённых товаров. 
 Журналисты из "недружественных" стран давали более реалистичную картину: "В официальном дискурсе Советский Союз диктовал социалистические модные тенденции, гламурная социалистическая версия моды существовала как идеологическая конструкция, не тревожимая дефицитом и низким качеством одежды, доступной в повседневной жизни. Конгрессы моды, на которых пропагандировалась официальная социалистическая одежда, представляли собой оргию роскошных тканей и экстравагантных кроев. Модели дефилировали по подиуму в бальных платьях с оборками и длинными широкими юбками, вечерних платьях из тафты с огромными воротниками и коктейльных платьях с глубоким вырезом. Эти наряды дополнялись чрезмерным количеством бижутерии и высокими каблуками. Плакат, рекламирующий Московский конгресс моды в 1957 году, изображал стройную манекенщицу в длинном вечернем платье со шлейфом, дополненном палантином, обёрнутым вокруг её плеч и спускающимся по платью до пола. Сообщая о конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1961 году, "Журнал мод" цитировал хвалебные отзывы о советской моде из восточногерманской ежедневной газеты "Nazional-Zeitung": "Дом моделей показал много великолепных пальто и ансамблей, ограниченных по цвету (в основном бежевого), и повседневных платьев из шерсти с красивыми узорами из роз. Зрители были особенно очарованы платьем "Русская песня" (ярко-красные розы на тёмно-синем фоне), вдохновленным русскими народными мотивами, и сопровождаемым шарфом с бахромой. Другое платье с узором из золотисто-жёлтых роз на зелёном фоне комплектовалось с зелёным пальто. Чёрное каракулевое пальто с серым норковым воротником, каракулевая куртка с манжетами из белой норки и спортивное пальто из белой овчины демонстрировали возможности советской меховой промышленности." В реальности советские женщины проводили огромное количество времени в очередях за польским нижним бельем, чешскими тканями или югославскими свитерами." 
обложка советского спецвыпуска о конгрессе-59

 Ведущие манекенщицы СССР, безусловно, видели контрасты между замыслами художественно-конструкторских бюро и уличной картиной, но втайне были рады возможности выходить на подмостки или "в свет" в нарядах, недоступных "рядовым гражданам". Это поднимало престиж их профессии хотя бы в узком кругу. Находясь в странах с более высокой культурой одежды, наши подиумные красавицы вряд ли чувствовали себя таким же "эксклюзивом", но те поездки в ближнее зарубежье, как минимум, давали им возможность покрасоваться в новой обстановке, пообщаться с коллегами из соцстран, ощутить внимание прессы или, наконец, просто пожить две недели в дорогом отеле с интуристовским сервисом. А потом совершить основательное турне с показами перед неплохо разбирающейся в моде "братской" публикой, что было, конечно, приятнее, чем в своей стране ехать в пыльном автобусе к рабочим на предприятие или в сельскую глубинку. Хотя и там иногда случались по-своему интересные встречи, трогательные моменты. Глядя на замечательные наряды Регины Збарской в фотоподборке из чешских, венгерских журналов, смешно воспринимать эти пальто, костюмы и платья как "народные модели". Скорее уж вспомнятся строчки из смешной песенки Высоцкого начала 70-х годов "На нашей пятой швейной фабрике такое вряд ли кто пошьёт", которые можно считать неформальным девизом тогдашней швейной индустрии. Никаких документальных киноматериалов о том модном событии 1959 года пока не нашлось. Вещественным напоминанием о нём для современной публики остаётся журнал-альбом "X Международный Конгресс Мод" с изящной и элегантной девушкой на обложке, в которой несложно узнать нашу героиню. Его временами предлагают приобрести на маркетплейсах. 

 
 


 

 
 

 

 
  


 

 
  
_______________________________
)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий